Памяти Бергамаско Карла Ивановича
Ежегодник Императорских театров. Сезон 1895-1896 гг. СПб. С. 489
10-го мая 1896 года скончался в Санкт-Петербурге, от паралича мозга, бывший артист Императорской Санкт-Петербургской французской труппы и известный фотограф, бывший в течение многих лет присяжным фотографом Императорских Санкт-Петербургских театров, Карл Иванович Бергамаско.
Карл Иванович, итальянский подданный, родом из Турина, приехал в Санкт-Петербург в 1848 году и поступил на службу Дирекции, артистом на второстепенное амплуа в Императорскую французскую труппу. Прослужив здесь в течение десяти лет, он вышел в отставку. Бергамаско, еще будучи актером, страшно заинтересовался только что появившимся в то время дагерротипом и усердно стал заниматься этим искусством, а в 1850 году даже открыл свое небольшое дагерротипное заведение, в нынешней улице Глинки, близ Мариинского театра, где и начал снимать портреты. Продолжая самым усердным образом заниматься светописью, Карл Иванович, с появлением негативного процесса начал все более и более расширять свое дело; его фотография помещалась сначала на Большой Итальянской улице, в доме Бодиско, а затем (в 1860 году) он перевел ее, значительно при этом увеличив, на Невский проспект, в дом №12, где, собственно говоря, и упрочилась его известность и установилась за ним репутация одного из лучших фотографов не только России, но и мировых. Оставаясь всегда в самых лучших товарищеских отношениях с театральным миром, Карл Иванович Бергамаско своими работами скоро обратил на себя внимание бывшего директора Императорских театров, графа А. М. Борха, который предложил ему сделаться присяжным фотографом при Дирекции; этим званием – фотографа Императорских Санкт-Петербургских театров – Карл Иванович пользовался до 1890 года, то есть до открытия Дирекцией своего собственного фотографического заведения, в здании Мариинского театра. Художественные работы фотографии Бергамаско были также удостоены благосклонным вниманием Высочайших Особ, как русских, так и иностранных, которые очень часто снимались в ателье или приглашали его для съемки к себе на дом. Лучшим доказательством популярности Бергамаско может, между прочим, служить то, что однажды, по личному желанию английской королевы Виктории, он был вызван в Лондон, чтобы снять с ней целый ряд портретов.
За свои фотографические работы Карл Иванович Бергамаско был неоднократно награждаем знаками отличия: и русскими, и иностранными. Он, между прочим, имел ордена: Св. Станислава и Анны 3-й степени и персидскую звезду Льва и Солнца. Кроме того, Карл Иванович был удостоен звания придворного фотографа многих Высочайших Особ.
Карл Иванович Бергамаско всю жизнь пользовался самой искренней любовью и дружбой всех, знавших его, и вполне заслуженной известностью, как талантливый художник-фотограф. Умер он 66-ти лет от роду и похоронен в Санкт-Петербурге, на Смоленском кладбище.