Визитные карточки
С.-Петербургские ведомости. 23.4.1860. № 88.
Кстати о моде. Лет восемь тому назад, говорили в Петербургской Летописи о распространении в Петербурге фотографических заведений, мы высказали, как гиперболу, что со временем портреты фотографические сделаются так дешевы, что ими станут заменять визитные карточки. То, что тогда казалось шуткою, теперь стало действительностью. Хотя фотографические портреты с тех пор подешевели и не особенно много, однако карточки с такими портретами начинают мало по малу распространяться в Петербурге, а в Париже теперь они в решительном употреблении… Если в раздаче таких карточек часто недостает смысла, за то они могут представить иногда весьма интересные данные, навести на разные мысли и воспоминания. Представьте себе, что у вас образуется целая серия портретов ваших знакомых, портретов, снятых в разные возрасты, с загнутыми так или иначе, смотря по летам и положению, уголками. Сколько былого шевельнется вдруг в вашей памяти, сколько давно исчезнувших, часто мало известных лиц пройдет пред вашими глазами… Теперь у каждого парижанина образуется целая коллекция портретов его приятелей и не приятелей, и лицо соперника, которого он убил на дуэли, благодаря визитной карточке, навсегда может сохраниться в его памяти.
Но Петербург не думает о столь обширных коллекциях и, вместо визитных карточек с портретами, бросаемых каждому, меняется со знакомыми «портретами на память». Это тоже карточка, несколько более визитной, но на ней представлено не только лицо, как на последней, а изображение сделано во весь рост, с обычной обстановкой фотографических портретов. Этими портретами, заказываемыми обыкновенно по дюжинам, заняты в настоящее время все лучшие петербургские мастерские, и редкий кабинетный стол не украшается несколькими такими карточками, которые вставляются в особые для того рамки. Лучшие изделия в этом роде выходят из мастерских гг. Шпаковского, Деньера и некоторых других.
Подобные портреты делать хорошо гораздо труднее, нежели портреты в большом размере, а потому и выбирать фотографию нужно с осторожностью. Заведений фотографических у нас множество; никакие мастерские не распложаются так быстро, как те, где солнце и объектив работают за человека, но, видно, солнце здесь не всем светит одинаково, и нередко, вместо вашего портрета, вы получаете из фотографии картинку, прекрасно ретушированную, изображающую какого-то господина, на вас, впрочем, нисколько непохожего. Да, к сожалению, вместо заботы о сходстве, многие фотографы обращают все свое внимание на ретушевку, раскраску, рамку портрета и, наконец, футляр, в который он вкладывается.