Вильям Каррик. Биографический очерк
Светопись. 1878. № 9/10. С. 40
Скоропостижная смерть унесла одного из замечательных русских фотографов.
11 ноября не стало Вильяма Андреевича Каррика. Он умер от болезни сердца, ночью, во сне, неожиданно для всех домашних, которые утром нашли его в постели, уже остывшего, уснувшего последним, непробудным сном. Высокий, стройный, крепко сложенный, покойный был художественным типом красивой англо-саксонской расы и обещал долгую жизнь. По происхождению он был шотландец, но почти вся жизнь Вильяма Андреевича, с самого детства, прошла в России, и ее местностям, ее художникам принадлежали, почти всецело, симпатии покойного. С редким из этих художников он не был дружен, с редким не сошелся «на ты» и во всех оставил одно неизгладимое воспоминание светлой, чистой, симпатичной личности.
Вильям Андреевич родился в Эдинбурге, в 1827 г. Неизвестно почему родители его принуждены были переехать в Россию и поселиться в Петербурге. В Петербурге и в Кронштадте он получил первоначальное образование и шестнадцати лет поступил в Академию Художеств.
Отец, желая доставить ему доходную профессию, хотел, чтобы он посещал архитектурный отдел и покойный действительно был в этом отделе, но параллельно с ним, уже по собственному призванию, он посещал классы живописи и мечтал служить чистому, а не прикладному искусству. Выйдя из академии со званием архитектора, Каррик не сделался архитектором. «По званию я архитектор, а строить не умею», шутил он и, действительно, он не только не умел строить, но и устаивать свои дела, подобно легиону строителей, практических дельцов, всю жизнь искусно устраивающих свои карманы. Наш «нравственно-коммерческий» век не подавил в Каррике человека. Он родился идеалистом и остался им до конца жизни. Каждого поражал он своей детски-простой, открытой натурой, своей «голубиной чистотой», как выразился о нем секретарь фотографического отдела технического общества в биографической заметке, прочтенной им в собрании отдела.
Выйдя из Академии Художеств, Каррик посвятил свои дарования исключительно акварельной живописи. Для усовершенствования себя в этом искусстве в 1853 году он отправился в Рим, где провел почти безвыходно около четырех лет. Эта жизнь в «вечном городе», этом центре художественного мира, оставила в молодом художнике-фотографе самые светлые воспоминания – воспоминания золотой молодости, горячих, несокрушимых надежд, шумной дружеской жизни, среди беззаботной семьи художников. До конца дней покойный сохранил эти воспоминания. Он любил рассказывать об этом времени, о своих тогдашних встречах, впечатлениях, и эти рассказы дышали неподдельным, добрым юмором. Он с удивительным мастерством передавал манеры, звук голоса встреченных им лиц и нередко возбуждал в слушателях гомерический хохот и дан удивления к его подражательному, мимическому таланту. Вернувшись в Россию, Каррик встретился лицом к лицу с тяжелой действительностью.
Полный лучших надежд, он принялся за акварельные портреты, думая добыть ими средства к жизни; но эта надежда обманула. Даже высоко даровитые художники акварелисты, как Раулов, не могли выручить своими работами обеспечение для себя и семьи, К этому разочарованию присоединилась смерть отца. Каррик остался без средств, на руках, у него остались мать, брат и сестра. Он решился отправиться в Эдинбург для изучения фотографии.
Он отправился в Шотландию в 1858 г. и там сошелся с такой же артистической и чистой натурой, с фотографом Мак-Грегором. Они вместе приехали в Россию в 1859 г., открыли фотографию и целых 13 лет, до самой смерти Мак-Грегора, продолжались их общие фотографические работы, проникнутые жаждой деятельности, любовью к труду и связанные неразрывной дружеской приязнью. Во время своих общих работ они совершили поездку по России и, проведя большую часть времени в усадьбе одного богатого симбирского помещика, сделали громадное количество негативов. В это же самое лето они ездили по Волге, были в Нижнем и везде снимали типы и группы инородцев.
Артистическая натура Каррика невольно отражалась на его фотографических произведениях. Выбор местностей, «точек зрения» для пейзажей и в особенности постановка этнографических групп ясно говорит о художественном вкусе покойного фотографа.
Коллекция фотографий Каррика содержит более 800 видов художественных уголков различных русских местностей и различных типов жителей России. Снимая фотографию с инородцев среди их «домашнего очага», Каррик сумел придать группам характерную этнографическую обстановку, драгоценную не только для одного художника, но и для ученого этнографа. Выставленная в нынешнем году (благодаря стараниям Л. В. Варнерке) на парижской всемирной выставке, эта коллекция возбудила всеобщее удивление и ей была присуждена медаль единогласно всеми жюри, но выставленная неофициально, частным образом, она не могла получить эту вполне заслуженную награду.
Каррика нельзя назвать строго ученым фотографом. В нем артист подавлял ученого. Тем не менее, он оставил после себя след в истории фотографии, придумав практический метод для продолжительной экспозиции мокрых пластинок.
В заключение, обращаясь еще раз к светлому характеру покойного, мы с грустью должны сознаться, что такие характеры более и более редеют, вымирают в нашей цивилизованной жизни. Они являются анахронизмами среди темного фона современного общества, в котором громче и громче раздаются принципы стремления к личному счастью, к самому грубому эгоизму и нажив во чтобы то ни стало.