Выставка стереоскопических видов
С.-Петербургские ведомости. 30.9.1856. № 215.
На углу Малой Морской и Невского проспекта, в доме бывшем Косиковского, а теперь Струбинского открылась интересная выставка стереоскопических видов. Сидя в покойных креслах, вы, не сходя с места, можете совершать путешествие и осмотреть множество достопримечательных вещей. Перед вами на небольшой полочке утверждён небольшой снаряд, в роде театральных зрительных трубок. Тут же лежит несколько дагерротипных снимков с замечательными европейскими видами. Вы вставляете снимок в трубку, прикладываете к ней глаза и видите прибытие королевы Виктории в Париж, фасад церкви Св. Петра в Риме, швейцарские ледники, панораму Парижа со стороны Пантеона, панораму Страсбурга, панораму Флоренции, всего тридцать различных видов.
Это удовольствие стоит рубль серебром. Дорого, скажете вы? Может быть, оно и в самом деле не дёшево, но кто же виноват? Не вы ли сами? Вы предпочитаете сидеть за пулькой преферанса или партией в ералаш, где вы проигрываете гораздо более рубля, а бедный промышленник, приехавший сюда не только ради вашего удовольствия, но и для собственных выгод, принужден, в следствии этого, рассчитывать на ограниченное число посетителей и, чтобы иметь выгоду, брать с них дорого. Перестаньте губить время, деньги и ещё многое другое за карточными столами, снесите лучше лишний рубль на выставку стереоскопических картин. Вы будите в выигрыше, хозяин выставки также. А со временем, если вы будите идти тем же путём, т.е. не играть в карты, а посещать места общественных увеселений, увеселения сделаются непременно дешевле, мы вам за это ручаемся. Потому что при возможности рассчитывать на многочисленных посетителей, у наших увеселителей явятся состязатели, а при состязании, дело известное, цены падают.
Мы провели с большим удовольствием час времени на этой выставке, а воротились домой с размышлением неутешительным.
Отчего, думали мы, показывает эти стереоскопические виды какой-то немец из Гамбурга, а не наш русский? Ведь у нас много отличных фотографов и дагерротипистов, которые бывали заграницей, у которых мы сами видели стереоскопические приборы и коллекции видов. Отчего же никто из них не вздумал показать их публике? Отчего, наконец, не фотограф, а просто кто-нибудь из русских не вздумал приобрести несколько стереоскопических приборов, несколько дагерротипных снимков и не показывать их? Так, пожалуй, мы не увидим и праздников бывших в Москве. В.О. Тимм обещает нам показать их в своём «Художественном листке». Прекрасно! Но всё же это не то, что в стереоскопе, который показывает всё рельефно, выпукло, натурально. Пожалуй, что никому из наших светописцев не пришла благая мысль снять в Москве несколько важнейших мгновений коронации на металические пластинки. А сделал это, может быть опять какой-нибудь немец, который объедет со своими снимками всю Россию и деньгу наживёт, а мы будем кричать, что немцы обижают нас, что немцы не дают русским ходу. Немец хитёр, немец обезьяну выдумал, говорим мы, его не перехитришь! Нет, господа, перехитрить его можно, даже легко, но предприимчивости в нас нет, смелости нет, вот что. Эта робость, этот недостаток предприимчивости породил в нас, протекционистов, врагов железных дорог, врагов свободной торговли, врагов общественных увеселений, «Петербургской Летописи», друзей преферанса и ералаша. Право так. Вот и галереи для зрителей, по случаю торжественного въезда Государя Императора, кто выстроил? Опять-таки немец. Излер, говорят, выстроил большую их часть и притом на лучших и выгоднейших местах, например у Казанского Собора. То-то же!