Григорий Николаевич Оже

Григорий Оже родился в 1834 г. в Евпатории. Отец его Николай Антонович Оже, по происхождению француз, занимал должность уездного лекаря II класса и был одним из создателей знаменитой грязевой лечебницы.

Григорий, старший из сыновей, получил домашнее образование. Он любил читать, сам освоил азы рисования и посвящал ему всё свободное время. Восемнадцати лет, в 1852 г., поступил в Петербургскую Академию Художеств по классу живописи к известному тогда художнику-романтисту М.Н. Воробьёву. Однако студенческая жизнь его в Академии длилась недолго. Умер отец. Григорий вынужден бросить учебу и вернуться в Евпаторию. Он продолжает заниматься живописью и уговаривает И.К. Айвазовского взять его в ученики. Через три года обучения Григорий Николаевич возвращается в Петербург и сдает выпускные экзамены в Академии художеств, после чего получает чин «неклассного художника» – самый низкий из всех возможных, который тем не менее позволяет ему заниматься выбранной профессией.

Григорий Николаевич остаётся в Петербурге и уже в 1857 г. начинает выпускать один из первых в России фотографических журналов под названием «Светопись». В журнале публиковались не только статьи о фотографии, но и репродукции картин. Издание иллюстрированного журнала в то время было связано с серьёзными финансовыми затратами, и в связи с недостатком средств, пришлось его закрыть. В том же году на чердаке дома статского советника Демидова в Адмиралтейской части Санкт-Петербурга Оже открыл фотографический кабинет. В коллекции дагерротипов Русского музея в Санкт-Петербурге хранится несколько ранних работ Оже, в том числе портрет художника Ф.А. Моллера. Однако в Петербурге фотограф так и не прижился.

В 1870 г. Оже перебрался в Полтаву, где открыл небольшое фотоателье, которое просуществовало до 1878 г. Через два года переехал в небольшой городок Валки под Харьковом. Там он открыл ателье в доме купца Белибашева. Примерно в этот период скитаний он женился, однако, кто его жена, были ли дети в этом браке, неизвестно. Дальше были Вологда (1873 г.) и Тверь, где в 1880 г. открылось фотоателье с филиалами в Бежецке и Ржеве. К концу 80-х – началу 90-х годов появилось фотоателье в Ярославле, в 1887 г – в Санкт-Петербурге. В 1894 г. он открывает фотоателье в Оренбурге, на Эссенской улице, в первом этаже дома Лактаева. Но в этом городе он прожил всего три года. В 1896 (1897) г. по приглашению младшего брата Евгения, Григорий Николаевич обосновался во Владикавказе.

Здесь в доме Кухаренко, на Лорис-Меликовской улице, он открыл художественную мастерскую и небольшое фотографическое ателье. Его фотографии, относящиеся к владикавказскому периоду, неимоверно редки, хотя ателье это просуществовало четыре года. Сам Григорий Николаевич зарабатывал на жизнь росписью храмов и иконописью. Так, в 1897 г. во «Владикавказских Епархиальных ведомостях» выходила реклама мастерской Оже c упоминанием, что работы художника можно посмотреть в Михаило-Архангельском соборе и в Крестовой церкви Его преосвященства.

Во Владикавказе Оже проработал четыре года. К этому времени фотографу уже 63 года. Он стремительно теряет зрение. Для фотографа, а тем более художника это катастрофа. В 1901 г. Оже покидает Владикавказ и вместе со своим владикавказским помощником Прокофием Хмарой, поселяется в Нижнем Новгороде. Там они налаживают выпуск открыток, альбомов, которые сегодня являются редчайшим документальным свидетельством истории Нижнего Новгорода.

В последнее свое путешествие Оже отправился в 1905 г. Обоянь – маленький городок в современной Белгородской области. 71-и летним стариком он открыл своё последнее фотоателье, которое, впрочем, просуществовало недолго. Последнее из известных нам писем Оже датировано 1906 г. и адресовано тогдашнему ректору Академии художеств В.С. Кривенко:

«Ваше превосходительство! <…> Так как вследствие болезни глаз и старости я поставлен в такое положение, что решительно не в состоянии заработать себе на кусок хлеба, осмелюсь просить Ваше Превосходительство, не можете ли Вы исходатайствовать поместить меня в какую-нибудь богадельню. Я так много проработал на провинциальных театрах, что имел бы право просить как бывший декоратор театральный в убежище для престарелых артистов при Русском театральном Обществе, но это могло бы осуществиться только в таком случае, ежели бы Его Высочество наш Августейший Президент принял бы во мне участие, но я не смею утруждать Его Высочество и прошу хоть в какую бы то ни было богадельню меня пристроить, чтобы не умереть на улице. Притом я Вам должен сказать, что попал я в это положение не вследствие порока, а просто вследствие несчастно сложившихся обстоятельств потери зрения, семьи и, наконец, своих сбережений.

Г.Н. Оже. Обоянь. 30 ноября 1906 г. »

Богаделен для престарелых художников не существовало. В просьбе Григорию Николаевичу было отказано. Где и при каких обстоятельствах он умер, что случилось с его семьей, так до сих пор никто и не знает.