Дагерротипные портреты по новому способу
Б.Ф. //Северная пчела. 5.8.1847. № 176. С. 1
На днях, проходя по Невскому проспекту, я заметил толпу любопытных около выставки дагерротипных портретов. Взглянув на выставку, одни удивлялись необыкновенной ясности дагерротипного отпечатка, равно виденного со всех сторон без всякого отблеска свойственного таким портретам, другие любовались красивостью в дагерротипном произведении на бумаге, совершенно подходящим к лучшим литографическим рисункам. Замечали и саму величину портретов, каких прежде не случалось видеть на металлических дагерротипных дощечках, может быть, по редкости такой величины, от ценности дощечек наведённых платиной.
Отзываясь с похвалой о художнике, говорили, что г. Даутендей, англичанин по роду, немец по отечеству, молодой человек с любовью к своему искусству, усовершенствовал отделку дагерротипных портретов собственным изобретением. Со времени прибытия своего в Петербург он заслужил внимание публики и одобрительные отзывы многих. В журналах несколько раз отзывались с похвалой о его искусстве. Совершенство новых портретов побудило и меня посетить мастерскую г-на Даутендея, где я узнал, что он сделал важный шаг в своем искусстве.
Снимание дагерротипных портретов на бумаге, по принятому им способу, принадлежит к замечательным изобретениям нашего времени. Трудно поверить, чтобы в самое короткое время, не более чем в полминуты, можно было получить верный очерк портрета, с которого делается уже снимок, представляющийся мастерским рисунком или искусным литографическим оттиском, с сохранением самых нежных оттенков. При этом портреты Даутендея имеют ещё многие преимущества перед обыкновенными дагерротипными портретами, принимая лёгко раскраску так, что могут казаться портретами, писанными акварелью. Устранено ещё значительное неудобство: все принадлежности фигуры, например ордена, знаки отличия, шпаги и проч. представляются с настоящей их стороны, а не с противоположной, как обыкновенно в дагерротипных портретах, что увеличивает отчётливость и сходство в изображении. Самое важное преимущество это то, что по новому способу можно получить с каждого портрета сколько угодно копий за цену гораздо меньшую в сравнении с первым снимком портрета. Г-н Даутендей оставляет у себя первый дагерротипный очерк, с которого делается снимок портрета, и хранит его под особым номером в своем портфеле. Стоит только отметить записанный им номер портрета, чтобы по первому требованию, хоть через несколько лет, получить сколько угодно копий с такого портрета. Без сомнения, публика оценит прекрасный способ г. Даутендея и он найдёт многочисленных любителей его искусства, которые поручением ему заказов засвидетельствуют внимание к художнику и доставят поощрение его изобретательности.
Но нужно ли распространятся в похвалах произведению, достоинство которого каждый может проверить собственными глазами? Образцы новых дагерротипных портретов г. Даутендея выставлены в средоточии столицы, где многолюдство в беспрерывном движении, на углу Невского проспект и Большой Конюшенной улицы, у магазина г. Герке, а мастерская его находится в той же Конюшенной, в доме Вебера, на левой стороне, во дворе в особой беседке. Дагерротипные портреты г. Даутендея, для которых нужно присесть только на полминуты или ещё меньше (от пяти до тридцати секунд) снимаются во всякое время, несмотря на пасмурную погоду от десяти часов утра до пяти по полудни.