Иван Фёдорович Александровский
И.Р. Рассол //Стереоскоп. 12.3.2015.
Семья Александровских принадлежала к мещанскому сословию г. Митавы. Средства к существованию давала служба отца — Федора Алексеевича Александровского. Родители смогли дать детям первоначальное образование. Но кроме этого, братья Александровские (Иван, Алексей, Александр, Василий, Николай и Степан) имели художественное дарование и тягу к живописи. У старшего и младшего из братьев она проявилась особенно сильно.
В середине 1830-х годов Иван Александровский приехал в Санкт-Петербург, где поступил в одну из ремесленных мастерских Живописного цеха. В 1839 г. он обратился к президенту Императорской Академии Художеств (ИАХ) А.Н.Оленину и получил разрешение заниматься в классах ИАХ как вольноприходящий ученик. Дойдя за два года занятий до натурного класса А. по личным обстоятельствам не смог далее заниматься в Академии, но продолжал учиться самостоятельно специализируясь в области акварельной пейзажной живописи. Его акварели пользовались спросом и хорошо продавались в художественных магазинах города. В конце 1840-х годов А. побывал на Кавказе и, повидимому, участвовал в боевых походах отряда генерал-адьютанта М.З.Аргутинского-Долгорукова в 1849 г.; отсюда и темы его работ этого периода.
В начале 1850-х годов, не оставляя живописи, А. профессионально занялся входившей в обиход дагерротипией, а впоследствии – и фотографией. В целях совершенствования мастерства ездил в Германию и во Францию, посетил Всемирную выставку 1851 года в Лондоне. Вторично побывал в Англии через два года – уже по делам фотоателье, которое он открыл в 1853 г. в доме Паскова-Шарапова (Невский пр., дом 50). Однако, начинал свою деятельность на ниве фотографии А. не в столице, а как фотограф-гастролер. В 1852 г. уже после посещения Всемирной выставки он работал некоторое время в Ярославле. Среди работ этого периода дагерротипное изображение Н.Г.Чернышевского (ныне – в фондах музея-усадьбы Н.Г.Ч. в Саратове).
Дело начиналось успешно так как А. будучи художником, а по существу – еще и ученым-изобретателем в новой профессии выступал как новатор. Постоянно расширяя знания, он самостоятельно изучал естественные науки: математику, физику, химию. Вскоре он освоил мокроколлодионный процесс и усовершенствовал некоторые технические приемы, получая изображения на стекле и бумаге. В его ателье в качестве ретушера некоторое время работал И.Н.Крамской, в будущем известный художник.
В 1854 г. А. получил привелегию на изобретенный им стереоскопический фотоаппарат. Его прибор имел два объектива и фотосъемка объекта «со смещением» производилась одновременно, что обеспечивало качественное стереоизображение. В этом же году А. побывал на Нижегородской ярмарке, где арендовал фотографический павильон. Здесь среди многих работ он изготовил дагерротипный портрет Н.А.Добролюбова с отцом (ныне – в музее Н.А.Добролюбова).
В середине 1850-х годов А. перевел мастерскую в дом Петропавловской церкви. Продолжая заниматься живописью, он в 1856 г. представил в Совет ИАХ свои рисунки и просил о получении свидетельства на звание учителя рисования в уездных училищах. В марте 1856 г. А. получил это звание, после чего в течение нескольких лет преподавал в уездных училищах С.-Петербурга, а затем в одной из городских гимназий.
Через год А. представил в ИАХ свои работы на сюжеты войны с горцами на Кавказе: «Лагерь на горе Турча-Даг при осаде крепости Чох в 1849г.», «Разоренный аул Тишкутур в Дагестане», «Аул Карабурдакент», «Гора Эльбрус близ Кисловодска». Он просил Совет АХ о даровании ему звания неклассного художника и получил его в марте 1857 г. В этом же году кавказские виды А. экспонировались на весенней выставке в залах АХ.
На рубеже 1850-1860-х годов фотоателье А. стало самым популярным в столице. Росла и его слава как фотографа-художника. Ему заказывали фотопортреты многие высокопоставленные и именитые люди. Фотографа неоднократно приглашали ко Двору для «снятия портретов высочайших особ» и приближенных. В 1859 г. А. получил право «именоваться фотографом Его Императорского Величества» и иметь на вывеске ателье изображение государственного герба. Неоднократно А. снимал сцены общественных торжеств и официальных церемоний, как, например, открытие памятника «Тысячелетия России» в Великом Новгороде и монумента императору Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге.
В начале 1850-х годов начала открываться новая и неожиданная страница его жизни. Впоследствии А. отметил: «Во время пребывания моего в Англии, в 1853 году, перед самым началом Крымской кампании, вид грозного английского флота, готовившегося вновь напасть на Россию, впервые навел меня на идею о подводной лодке… причем я нашел, что единственною двигательною силою для такого судна может служить только лишь сжатый воздух». А. разработал проект подводной лодки с механическим (воздушным) двигателем в 1863 г. В создании двигателя и системы хранения сжатого воздуха ему помогал профессор С.И.Барановский.
В июле 1863 г. высочайшим указом постройка подводной лодки была разрешена. Она строилась на частном (в те годы) Балтийском литейном, механическом и судостроительном заводе в Петербурге. В июле 1865 г. лодку спустили на воду, после достройки летом 1866г. начались испытания на ходу. Тогда же лодку, находившуюся в Военной гавани Кронштадта, посетил император Александр II. После успешного начала испытаний А. был принят на службу в Морское ведомство и в ноябре 1866 г. награжден орденом Св. Владимира 4 степени.
Испытания подводной лодки и опыты с ней проводились с 1866 по 1871 г. В 1869 г. А. был награжден чином титулярного советника, затем последовательно получил чины коллежского асессора (1871) и надворного советника (1874). Во время испытаний корпуса лодки на прочность в 1871 г., в результате ошибки при их проведении, лодка затонула, в 1873 г. была поднята, но в дальнейшем не восстанавливалась.
В 1875 г. А. создал проект «погружающегося миноносного судна», который так и не был осуществлен. В 1874-1880 годы разработал, строил и модернизировал несколько образцов торпед с воздушной машиной, однако, эти образцы уступали появившейся в Австрии (г. Фиуме) торпеде английского изобретателя Р.Уайтхеда. В 1876 г. А. участвовал в работе комиссии по приобретению Россией торпед Уайтхеда и выезжал в Австрию. В 1860-1870-е годы А. разработал конструкцию мягких понтонов для судоподъема, воздушный компрессор высокого давления, оригинальное легководолазное снаряжение и др.
Отойдя от активных занятий фотографией в связи с началом постройки лодки, возвращался к ней эпизодически, выполняя заказы (а также и на живописные работы) частных лиц и министерства Императорского Двора. Материальное положение его семьи, как это обычно и бывает с изобретателями, постепенно ухудшалось. Хотя А. получил крупное возмещение от правительства (100.000 руб.) своих затрат на разного рода изыскания и потери дохода от заброшенного фото-дела, этого оказалось недостаточно даже для того, чтобы полностью рассчитаться с кредиторами.
В 1880 г. А. предпринял попытку вновь открыть большое фотоателье, оборудовав для этой цели верхний этаж принадлежавшего ему дома (Невский пр., 61). Эта попытка положения не поправила, а вскоре (1881-1883) и сам дом был продан в счет возмещения долгов его кредиторам.
В июле 1881 г. А. был уволен без пенсии со службы в Морском министерстве в связи с сокращением штата. Неоднократно предлагал министерству новые варианты своих проектов, которые неизменно отклонялись. Пытался поправить дела открыв фотоателье по адресу Невский пр., дом №16/7 (в 1883-1884 гг.), а затем в доме №9 по Невскому проспекту (в 1884-1886гг.). Успеха эти попытки не имели, А. практически разорился и жил в бедности, получив, правда, дважды денежную помощь от Морского министерства.
Одно из последних его творческих усилий – участие в Фотографической выставке 1888 г. в Москве, посвященной пятидесятилетию (1838-1888) светописи. В экспозиции были представлены портреты Александра II и наследника Николая Александровича работы А., а также его первые стереофотографии, выполненные еще в 1852 году.
В 1893 г. А. серьезно заболел и был помещен в платное отделение городской богадельни в Петербурге. Скончался 12 сентября 1894 г., похоронен на городском Преображенском кладбище (ныне – «Памяти жертв 9 января»)