Некролог А.Э. Фелиша

17 июня 1908 года скончался в Санкт-Петербурге первый фабрикант броможелатинных пластинок в России Альберт Эдуардович Фелиш. Покойный родился в 1837 году и 27-ми летним молодым человеком переселился из Германии в Россию, которая сделалась для него вторым отечеством. По образованию А. Э. Фелиш был землемером, но увлекшись фотографией, он бросил свою прежнюю профессию и всецело предался фотографическому делу, оставаясь ему верным до конца своей долгой жизни.

Характерной особенностью его деятельности на поприще фотографии было его стремление искать новых путей, новых специальностей, еще не затронутых у нас в России и таким образом он может считаться одним из серьезных пионеров на русском фотографическом поприще. Уже вскоре по переселении из Германии он открыл в 1865 году в Санкт-Петербурге, в Демидовом переулке, портретную фотографию, которую однако вскоре закрыл, так как пришел к убеждению, что, создавая новую портретную фотографию, он лишь увеличивает конкуренцию в этом деле и в то же время должен будет остаться заурядным фотографом-профессионалом. Со свойственной ему энергией А. Э. Фелиш начал искать новых путей в фотографическом деле и пришел к правильному выводу, что что столица нуждается гораздо больше в фотографических съемках на открытом воздухе, в съемках архитектурных и технических, чем в портретных. В то время, при мокром коллодионном способе, такими съемками почти никто не занимался и, понятно, что посвятив себя им, А. Э. Фелиш сразу начал пользоваться громадным успехом. Успех этот в еще большей степени зависел от той добросовестности, с которою он выполнял поручаемые ему заказы и от той красоты, художественности и изящества, которыми отличались все его снимки. За свои фотографические работы покойный А. Э. получил очень много наград на фотографических выставках. Чтобы иметь понятие о прекрасных качествах его фотографических снимков достаточно сказать, что первую награду – большую серебряную медаль – на Всероссийской Политехнической Выставке 1872 года в Москве он получил, даже не состоя экспонентом выставки. Снимки его в формате 24 Х 30 сантиметров были выставлены не им, а лишь как иллюстрации к описанию выставки садоводства 1870 года в Санкт-Петербурге. Выдающиеся качества этих снимков обратили на себя внимание экспертной комиссии и А. Э. Фелишу, несмотря на то, что он не был экспонентом, была присуждена награда. В том же году зимой А. Э. Фелиш снял 20 больших картин Айвазовского и полученные им снимки нужно причислить к лучшим снимкам того времени. Затем его снимки различных видов Санкт-Петербурга, как простые, так и стереоскопические пользовались вполне заслуженной славой и составляли предмет постоянной продажи художественных и эстампных магазинов.

С ноября 1878 года покойный Фелиш начал изучать изготовление сухих броможелатинных пластинок и с 1879 года наступает второй период деятельности его на фотографическом поприще, еще более продуктивный и полезный – деятельность его, как первого в России фабриканта сухих фотографических пластинок. Живо интересуясь всеми усовершенствованиями в фотографическом деле и внимательно следя за иностранной литературой по фотографии, Альберт Эдуардович Фелиш основательно изучил теоретическую сторону изготовления новых сухих пластинок и в 1879 году начал практически осуществлять их изготовление, первоначально домашними средствами, а в конце 1879 года выпустил в продажу первую партию первых русских броможелатинных пластинок. Свойственная ему добросовестность оказалась и в этом деле: его пластинки изготовлялись настолько хорошо, что мало чем отличались от заграничных. Видя такие результаты А. Э. Всецело посвятил себя этому делу и в 1880 году открыл первую русскую «фабрику сухих броможелатинных пластинок» в Санкт-Петербурге. В то же время он выпустил брошюру под заглавием «Броможелатинный способ, его значение и применение к фотографии». Брошюра эта была первым учебником для русских фотографов, изучавших по ней фотографирование на сухих пластинках. Энергичный, знающий свое дело, всегда следящий за всеми нововведениями в фабрикации пластинок, А. Э. Фелиш постепенно расширял свою фабрику и улучшал производство. Вскоре фотографы-профессионалы и успевшие к тому времени народиться фотографы-любители по всей России фотографировали на пластинках Фелиша. Зная пристрастие русских ко всему заграничному и недоверие ко всему русскому, можно понять, насколько хороши были пластинки Фелиша, если им удалось с полным успехом конкурировать с заграничными. Весьма много фотографов-профессионалов и любителей и теперь еще помнят эти пластинки и помнят прекрасные результаты, которые они давали.

Заслуга покойного А. Э. Фелиша не ограничивается тем, что он был первым пионером в создании русских сухих пластинок; не меньшую заслугу его составляет и то, что он на своей фабрике создал кадр работников для этой новой отрасли русской промышленности. Работники эти дали возможность основаться другим фабрикам броможелатинных пластинок и фабрикация их в России стала на твердую почву. К сожалению, конкуренция мало по малу стала сбивать цены на пластинки и дешевизна их шла в ущерб их качествам. Покойный А. Э. Фелиш не мог мириться с таким направлением дела и, не желая выпускать дешевый, но плохой товар, предпочел в 1896 году закрыть свою фабрику и ликвидировать свое дело. Этим он сохранил за собою почетное имя не только первого в России, но и добросовестного фабриканта сухих пластинок и имя Альберта Эдуардовича Фелиша не должно быть забыто в истории русской фотографии и, конечно, забыто не будет.
Мир праху твоему, честный труженик!