на Мануфактурной выставке
Обозрение Санкт-Петербургской выставки русской мануфактурной промышленности 1861 года. С. 97
… Военно-топографическое депо представило коллекцию образцов фотографических и фотолитографических работ, весьма интересную по отчётливому исполнению. Два слова о фотолитографии. Этим именем называется перевод на камень фотографического (т.е. с бумаги) рисунка. Способ этот разработан у нас Сытенко и Богданом и обещает большие приложения. Что касается фотографии, то г. Кучаев, кажется, единственный экспонент на выставке, кто представил огромную коллекцию визитных карточек и несколько портретов исполненных так отчётливо, что заведение Кучаева можно смело признать одним из лучших в Петербурге.
Коллекция визитных карточек заняла нас особенно. Наверное займёт и Вас, читатель, если Вы перед ней приостановитесь. Сколько лиц, разных выражений, поз, так говорящих о разнообразии личного характера, сколько смешного порой. Да, смешного, до того, что Вы расхохочитесь! Вот например, г-н офицер верхом сидящий на стуле: неправда ли странная фантазия? А вот картина разочарования: так же офицер, с растрёпанными волосами, поникшей головой, расстёгнутым сюртуком и высунувшейся рубашкой; руки в карманах, ноги раздвинуты, а кругом ног, по полу, раскиданы книги, письма, хартии… . Жаль, что фотография не могла схватить, как разочарованный господин плюнул на всю эту суету сует, а он, надо полагать, непременно плюнул… . Посмотрите на эту карточку пожалуйста и подумайте, сколько надо было силы воли, чтобы искусственно настроить себя до такой позы и выражения? Впрочем, перебирать всё разнообразие интересной коллекции визитных карточек г. Кучаева было бы слишком долго, но надо сказать, что в этих карточках есть одно преобладающее сходство: это любовь к наукам, знанию, чтению. В большинстве карточек Вы непременно найдёте книгу, две и даже более, то на столе лежащую, то под шапкой, то под мышкой, то в пальцах рук, то закрытую, то раскрытую. Всё это читают, собираются читать или думают о прочитанном. Какое утешительное явление для нашего просвещенного века, для нас, русских, даже и на карточках стремящихся к образованию. Дамы, и те ревнуют этому делу. Мы заметили карточки одной молодой особы в четырёх разных позах: сидящую, стоящую, прогуливающуюся и внимательно читающую книгу. Как это похвально, приятно для глаз и отрадно для сердца! Но будет о карточках; если они Вас заинтересовали, то пересмотрите их сами, всего не перескажешь.
Наконец, говоря о фотографии, на портретах которой все так стараются мало походить на себя (не виноваты ли сами гг. русские фотографы, в полное распоряжение которых многие отдают себя?), надобно сказать, что гг. Морниц и Гельрих представили фотографические камеры и штативы самой отчётливой работы, нисколько не уступающей, если не превосходящей заграничную.