Опыт ночной фотографии

В конце истекшего года, мы заявили о предстоящих опытах фотографической манипуляции, при искусственном освещении. Обстоятельства замедлили производство этих опытов, которые теперь уже в полном ходу. В №16 «Петербургского Листка» наш фельетонист сообщил об опыте, которого он был свидетелем в среду 27 января, в конторе «Убри», рассказав кидающиеся в глаза подробности способа снятия портретов, не касаясь впрочем, существенной стороны вопроса, доступной только тем, кто посвящен в тайны науки и техники. Мы, считаем долгом, пополнить этот пробел.

Уже несколько лет известно, что, при весьма сильном искусственном освещении, есть возможность получать, на так называемой чувствительной пластике, светописные изображения. При такого рода освещении, свет солнца заменялся электрическим, то есть, светлой дугой образующейся между остриями двух весьма плотных углей, насаженных на концы металлических проволок, идущих от анода и катода сильной гальванической батареи. Свет этот только в 4 или в 5 раз уступает солнечному, и слишком достаточен для произведения светописных отпечатков на хлористых, йодистых и бромистых соединениях серебра. При таком свете получаются хорошие светописи, но гальванический свет обходится весьма дорого и притом представляет множество различных неудобств, о которых здесь не место распространятся, но которые хорошо известны всем физикам и фотографам. Пытались заменить свет волтаической дуги друммондовым или кислородо-известковым, получаемым от раскаленной извести, помещенной в струе гремучего газа, или горящего водорода, раздуваемого кислородом. Этот свет не дорог и, хотя гораздо слабее волтаического, но, как уверяют, достаточно силен для светописи. Нам известно, что применение его было испытано не только на западе, но даже и у нас известным фотографом и знатоком физики г. Шпаковским, вместе с химиком В. О. П-ским; но, по неизвестной нам причине, друммондов свет остался без практического применения в фотографии. Вероятно, он представил какие либо существенные, трудно устранимые недостатки: может быть, он не содержит в себе достаточного количества химических лучей?

Несколько месяцев тому назад открыли весьма замечательное свойство щелочного металла магния или магнезия (только недавно полученного в чистом металлическом состоянии) – загораться при раскалении и потом продолжать произвольно горение, издавая чрезвычайно яркий свет. Этот свет, с первого взгляда, как будто сам напрашивается на применение его в ночной фотографии, как по своей яркости и относительной дешевизне, так и по белому своему цвету с фиолетово-голубым оттенком. Все знакомые с оптикой знают, что лучи солнца и даже всякого искусственного источника света не однородны: есть лучи светлые, которые освещают; теплые, которые не светят но согревают; и наконец химические, свойство которых в произведении химических влияний света и действию которых мы обязаны светописью. Хотя все эти лучи рассеяны по солнечному спектру, первые из них преимущественно сосредоточенны в середине спектра, или в желтом луче; вторые в красной оконечности спектра, а химические в фиолетовой (и даже в темном или неосвещенном пространстве за фиолетовым лучом, так что можно получать светописные отпечатки от темного края фиолетовой оконечности спектра). Фиолетово-голубой оттенок света горящего магния прямо указывает на богатство в нем химических лучей и, следовательно, в действительности его для фотографии.

В прошедшем году, некоторые из первых фотографов Лондона и Парижа делали попытки светописи при свете горящего магния. Опыты эти были довольно удачны, как мы можем судить по образцам, полученным из Лондона, от Росселя. Но это дело еще, так сказать, в колыбели и требует серьезной разработки. Доказано (и совершенные на наших глазах опыты г. Оже очевидно показали нам) что свет магния совершенно достаточен для произведения светописных изображений не более как в 30 секундах, и что, в этот короткий промежуток времени, они могут даже перегореть, как то и случилось с портретом снятым г-ом Оже с пишущего эти строки, при освещении магнием около полуминуты. До того свет магния силен и богат химическими лучами. И так, главный вопрос решен; остаются только второстепенные подробности, из которых важнейшая состоит в управлении горящею проволокой магния. Эта проволока весьма легко потухает и представляет различные неудобства, подробности которых были бы здесь не уместны. Грант, в Лондоне, изобрел несколько месяцев тому назад, особый прибор для сжигания магния и этот прибор (как нам достоверно известно) уже выписан из Лондона. Не смотря на то г. Оже трудится самостоятельно над изысканием лучшего способа сжигания магниевой проволоки с фотографической целью и сколько мы в состоянии судить, должно надеяться, что разумные его стремления скоро победят все трудности и приведут его к желанной цели.

Во всяком случае, почти несомненно можно утверждать, что будущей осенью у нас откроются публичные сеансы светописных работ, при искусственном освещении. Это будет особенно удобно для дам, которые бы желали снять с себя портреты в бальных и вообще вечерних туалетах. Отправляясь на бал, вечер или в театр, можно будет завернуть на четверть часа в фотографию Оже и – дело в шляпе!