Особенности витрины академика Гоха
Р–евъ. //Петербургская газета. 11.7.1870. № 100.
Любуясь портретами варшавской фотографии Мечковского, лучшей на выставке, как признали все, мне пришлось взглянуть на мизерные успехи петербургских фотографов Шенфельда , в сообществе с Шапиро, и академика Гоха. Около альбомных портретов последнего, когда я подошёл, стояли двое молодых мужчин. Они как-то небрежно посматривали на фотографические работы, но один из них, среднего роста, с маленькой бородкой, указывая на женский портрет фотографа Гоха, заметил товарищу:
– Каков Гох! Верно, бедняжка, имеет мало хороших портретов, так как выставил портрет проститутки…
Действительно, замечание этого господина было справедливо. Академик Гох, выставляющий на улице фотографические портреты проституток, думал порисоваться ими и на вставке. Сообразил или нет г. Гох, что вместо репутации со стороны посетителей выставки, он может приобрести отзывы неодобрительные за выставление подобных портретов и оттолкнуть от себя заказчиков, я не знаю. Предполагаю, что не сообразил. А между тем, следовало бы подумать серьёзно, прежде чем занять витрину на выставке. Конечно, отдельно взятый портрет останется без всякого значения, но при помещении портрета проститутки рядом с какими-нибудь другими портретами, например, возле портрета матери почтенного семейства или дочери всеми уважаемых родителей, прежнее значение не изменится. Взгляд зрителя с портрета проститутки весьма естественно переносится и на портреты дамы и девицы, которые никогда не были и не будут подобными.
Положим, что фотограф не обязан делать полицейские справки о своих заказчиках, а потому академик Гох может мне заметить, что он выставил этот портрет по незнанию. Против такого довода спорить трудно. Но я позволю спросить академика: кто ему и другим фотографам дал право показывать на выставке фотографические портреты и карточки лиц снявшихся в их мастерских? Работа фотографа, в отношении портретов и карточек, стоит в ряду с работой литографа и типографщика. Как типографщик не может считать отпечатанную им книгу своею собственностью, так и фотограф лишён права считать снятые портреты и карточки своей собственностью и распоряжаться ими как угодно. Вот почему фотографы всегда спрашивают дозволения у лица снявшегося в их мастерской, выставить его портрет или карточку на улицу. Вот почему фотографы без дозволения письменного не имею права продавать карточки снявшихся лиц. Поэтому ни один фотограф без личного дозволения заказчиков не мог выставить портреты и карточки своей работы на Мануфактурной выставке. Этого, по всей вероятности, не знал академик Гох. И когда к нему явилась дама с претензией, чтобы он снял её портрет со своей витрины, то он отвечал: «Снять портрета Вашего не могу, пожалуйста судитесь».
Ай да академик!…