Памяти Вильяма Андреевича Каррика

Недавно скончался в Петербурге, один из весьма видных и почтенных деятелей в области русских графических искусств художник-фотограф Вильям Андреевич Каррик. Шотландец по происхождению, он был по душе вполне русским человеком, и очень много сделал для художественно-этнографического изучения России и ее народных типов. Прежде чем фотография успела приобрести то важное значение в науке и искусстве, какое она занимает в настоящее время, В. А. Каррик готовился быть художником-портретистом, и, по окончании курса в Академии Художеств, жил долгое время в России, прилежно занимаясь живописью и работой в музеях. Не знаем, что именно побудило его перейти на поприще фотографии, но твердо убежденны в том, что художественная подготовка в значительной степени помогла ему сразу поставить новое звание фотографа гораздо выше того уровня, на каком стояло оно лет 15-20 тому назад. Далекий от корыстолюбивых расчетов, Вильям Андреевич не ударился в снимание портретов и карточек, наименее трудную и наиболее выгодную отрасль фотографии в то время… Нет! Он задался широким планом: он задумал применить фотографию к жанру и образовать в подспорье русским начинающим художникам обширный запас типов и сцен из нашей народной жизни. С ничтожными средствами, он успел однако сделать многое. Сначала изготовил он полный комплект всех народных уличных типов петербургских, прежде всего обративших на него всеобщее внимание. Затем Каррик стал совершать поездки по окрестностям Петербурга, и снимал все, что могла дать ему скудная жизнь нашего северного, пригородного крестьянина. Любимой мечтой Каррика однако было путешествие по России. Отчасти желание это осуществилось в 1871 году: по приглашению одного из своих приятелей, Вильям Андреевич поехал на лето в Самарскую, Симбирскую и Саратовскую губернии, и горячо принялся за работу, посещая со своим аппаратом города и села. Но судьба натолкнула его на формалиста-станового, который разом положил предел его деятельности… Благодаря только счастливой случайности, Каррик отделался неприятностями и спас свои негативы. Несколько лет спустя, собрав последние средства, Вильям Андреевич опять успел выбраться на Волгу, и снять все, что мог увидеть между Рыбинском и Нижним и в самом Нижнем. В последнем городе ему удалось прожить некоторое время на ярмарке.

Результатом всех этих поездок страстного собирателя были два громадных альбома, каждый в 300-500 карточек кабинетного формата. В каждом альбоме – неисчерпаемая масса материала, существенно необходимого каждому художнику, любящему и изучающему Россию. Тут не только типы, не только сцены, предметы, взятые из ежедневного быта, поселения, подробности построек, виды местностей, — тут даже и уголки русской природы: часть лесной глуши, кусты лопухов и крапивы, рассадники хмеля и конопли, ржаное поле, грядки подсолнечников, или, наконец, уголок облачного туманного неба, надвигающаяся туча, тень от избы и амбара…

Да, Вильям Андреевич Каррик сделал очень много для русского художества, и его имя всегда будет произноситься каждым из наших жанристов с глубоким уважением и признательностью. Нужно желать, чтобы начатое Карриком фотографическое изучение России нашло себе, в кругу русских фотографов, такого же ревностного продолжателя (о многих продолжателях – трудно и мечтать в наше время)… Не мешает только этому будущему деятелю иметь в руках поболее средств для своего почтенного дела.

Мы слышали, что покойный Вильям Андреевич Каррик, незадолго до смерти, привел в порядок все свои негативы, и что вдова его, вместе со старшим (16-летним) сыном, думает продолжать дело. Пожелаем им от души полного успеха.