Первый фотограф Петербурга
С.-Петербургские ведомости. 5.12.1854. № 272.
Нам часто приходится беседовать о фотографическом искусстве и о его быстрых успехах за границей и у нас в России; до сих пор, однако, всего более удивляло нас, что фотография избрала себе у нас специальною целью – производство портретов; фотографы-портретисты располагаются в Петербурге только что не каждый день, и едва ли сыщется в России хоть один губернский город, где бы не было Кабинета (!!!) фотографических портретов; между тем как за границей одновременно с портретной фотографией быстро развивалась и совершенствовалась фотография видов; в Париже или в Лондоне нет ни одного сколько-нибудь замечательного здания или уголка, которые не были бы сняты фотографически со всех возможных сторон, во всех возможных размерах; виды эти раскупаются путешественниками и любителями нарасхват и, надобно сказать, что такие рисунки верностью изображаемых предметов, отчетливостью мелочей, далеко оставляют за собой прежние литографические коллекции; глаз обманывается – думаешь видеть натуру; каждый подмеченный вами в здании деталь воспроизведен с удивительной точностью, — каждая трещина повторена с неумолимою верностью… .
Эта же неумолимая верность, приводящая в ужас в светописном портрете, заставляющая трепетать, особенно дам, при виде тщательно скрываемой, но беспощадно подмеченной солнцем морщинки, — эта-то неумолимая верность и составляет невыразимую прелесть вида, отпечатанного светом. Недавно угощал нас опытами один из просвещенных ученых наших любителей, возвратившийся недавно из за границы и привезший с собой превосходный и доселе единственный по полноте своей аппарат, посредством которого фотографические виды, освещаемые электрическим светом, отражаются на стене в огромных размерах. Что это за удивительное открытие! Фотография исчезает: пред вами является само здание или статуя, как бы вы видели их перед собой в натуре; оптический обман так велик, что забываешь о севере, о ноябре, и переносишься попеременно, то на берега Рейна, то в вечно-юную Италию, без опасности сломить себе голову на паровозе или погрузиться в морскую пучину вместе с пароходом – вы все это видите, сидя в спокойном кресле, в приятельском кругу, на какой-нибудь Грязной улице. Восхищаясь этими чудесами современной оптики, мы задали себе вопрос: почему же до сих пор нам не удавалось видеть русских фотографических видов? – Нам показывали, когда-то, кое-какие опыты, но они далеко не стоили внимания: это были опыты и больше ничего. А между тем мало ли в России прекрасных зданий, замечательных древностей, живописных местоположений? Не говорим уже о Москве, один наш щеголь Петербург представляет неисчерпаемый и нетронутый источник для фотографии. Какая литография может передать все величие, например, Исаакиевского Собора, всю красоту нашей Невы, наших набережных! Между тем в фотографистах и хороших и дурных недостатка у нас нет. Наконец, как-то случайно узнали мы, что в Петербурге уже с прошедшей зимы поселился один фотограф г. Бианки, заслуживший известность в Париже и исключительно посвятивший себя фотографии видов. Любуясь его произведениями, мы были удивлены, как они до сих пор не приобрели себе известности. Сколько русских иногородних, посещающих Петербург, спрашивали нас о фотографиях нашей «Северной Пальмиры», и мы всегда вынуждены были отвечать, что таковых нет, между тем как г. Бианки уже успел снять пол Петербурга (до 60 видов). Сам превосходный акварелист, он выбрал пункты художнически: каждая из его фотографий – полная картина. Отчетливость удивительная; размеры оттенков такие, что могут служить украшением любому кабинету или будуару. Г. Бианки, как скромный, истинный художник, работал неутомимо в своей мастерской и наконец, образовал коллекцию, которой может поделиться с любителями и публикой; желающие видеть и приобрести отдельные виды Петербурга и окрестностей могут адресоваться в книжные магазины: Исакова, Дюфура, Ратькова, Базунова, эстампные Дациаро, Фельтена и Musee Musial (в Пассаже, № 25 и в Большой Морской, в доме Коссиковского). Цены, судя по размерам оттисков и трудностям исполнения в нашем климате и при нашем свете, очень рассудительны и доступны. Советуем полюбоваться этой прелестной новинкой, которой давно мы ждали с таким нетерпением.