Фотографическая мастерская Плюшара

Мы говорили как-то, что по Невскому проспекту на небольшом пространстве от Аничкова моста до Адмиралтейской Площади, можно насчитать более десяти фотографических и дагерротипных заведений. Но Петербургу и этого мало: число фотографов увеличивается в нем с каждым месяцем, и город засыпан светописными портретами всяких форматов. Конечно, немногие из светописцев возвышаются над посредственностью, немногие и из их светописных портретов отличаются или сходством, или художественной ретушевкой, но зато имена этих немногих известны всем и держатся прочно на высоте, ими достигнутой. К числу таких имен присоединилось недавно еще одно – имя Евгения Александровича Плюшара, известного академика, портретиста и исторического живописца, которого картины и образа для Исаакиевского Собора неоднократно возбуждали громкую похвалу в посетителях выставок нашей Академии Художеств.

Теперь г. Плюшар открыл фотографическое и дагерротипное заведение в Большой Морской, в доме Золотова (рядом с домом оберполицеймейстера), снабдил его превосходными дагерротипными инструментами – и делает портреты на славу. Мы видели у него несколько портретов известных в городе лиц и были поражены сходством, мягкостью контура и в то же время характерной выразительностью физиономий. По всему заметно, что к материальной работе солнца приложен еще нематериальный труд талантливого художника-портретиста; а это очень важно в деле изображения живого человеческого лица. Как бы верно ни перенесло на бумагу черты ваши солнце, лицо все таки будет мертво, сухо, жестко: только художник, при окончательной отделке портрета, может уловить вашу внутреннюю физиономию и чертами ее оживить портрет, так верно, но верно механически, сделанный светом. Портреты, которые г. Плюшар писал масляными красками, а их множество, доказывают, какой он мастер уловить эти живые черты своих оригиналов: теперь же искусство свое соединил он с верной, механической работой солнца – и вы можете судить по этому, хороши ли выходят его фотографические портреты.

Мы спрашивали г. Плюшара о ценах его портретов и нашли эти цены весьма умеренными в сравнении с ценами других светописцев, в особенности же относительно достоинства истинно художественных его портретов.