Подводная лодка И.Ф. Александровского

Мы получили частным образом следующие любопытные сведения, за верность которых мы, к сожалению, поручиться еще не можем:

18-го августа в Кронштадском рейде были произведены, под надзором адмирала Попова, окончательные пробные опыты подводного плавания на лодке Александровского; опыты были в полнее удачны и теперь, по отзыву адмирала, вопрос подводного плавания можно считать разрешенным. Громадная важность этого вопроса очевидна даже при поверхностном взгляде, какой возможен в настоящее время, при отсутствии практических применений подводного судна. Возможность проникать в глубины моря и действовать оттуда на поверхность его делает нас настоящими царями морей, потому, что целые флоты броненосных судов могут быть взорваны на воздух посредством парохода, подвезенного под них подводной лодкой. Развитие и практическое приложение подводного плавания совершенно обеспечат безопасность береговых границ и, быть может, сделают морскую войну невозможною, если не навсегда, то, по крайней мере, до тех пор, пока не будет найдено средство парализовать разрушительные действия подводной лодки – этого невидимого врага. Подводное плавание много уронит важность мониторов и предохранит правительства от огромных издержек на создание броненосных флотов.

Лодка стоила г. Александровскому упорных десятилетних трудов и хлопот. Когда он приступил к изучению вопроса о подводном плавании, он вынужден был начать, как говорится с азов, потому что в молодых летах не получил математического образования и не знал английского языка, на котором ему приходилось читать специальные исследования по этому вопросу. За то в характере изобретателя была одна чисто-английская черта – способность неотступно и до конца преследовать однажды задуманную цель. С теорией он покончил скоро и, следя постоянно за развитием вопроса по специальным европейским журналам механики, начал длинный ряд домашних опытов над движением твердых тел в жидкости, над упругостью и равномерным течением воздуха чрез отверстие и прочее. Материалом, из которого выделывал он трубы и сосуды для опытов, служили ему самовары, и он перевел их целые дюжины. В то время строилась в Петербурге несчастная подводная лодка Баура; г. Александровский внимательно изучил ее и предсказал ее печальный конец. Неудачный опыт Баура только сильнее возбудил в г. Александровском желание, во что бы то ни стало, решить задачу о подводном судне. После этого он почти совсем перестал заниматься фотографией и его заведение, считавшееся одной из лучших фотографий столицы и приносившее ему хороший доход, стало постепенно упадать. Не обращая внимания на это, г. Александровский отправился путешествовать по Европе, особенно во Францию и Англию, для изучения лучших механических заведений. Во Франции он осматривал подводную лодку (Plongeur), строившуюся несколькими инженерами, и нашел ее так же неудовлетворительною, как и лодку Баура. По возвращении в Петербург, он снова принялся за опыты и чертежи. Наконец ему удалось составить идею механизма, которым, по его убеждению, решался вопрос подводного плавания.

С этого времени начался для него самый беспокойный период жизни – период осуществления идеи. После многих напрасных заявлений и просьб перед влиятельными лицами, он наконец нашел себе поддержку и покровительство в лице покойного государя наследника Николая Александровича, который доложил о проекте Александровского Государю Императору. Назначена была при морском министерстве комиссия для разбора этого проекта. Голоса ее членов разделились: одни находили проект осуществимым, другие считали его нелепостью или предлагали в плане лодки разные перемены, необходимые, по их мнению, для успеха дела. Г. Александровский лично обратился к г. морскому министру и, разъяснив ему все подробности своего проекта, снискал полное его доверие. Постройка лодки на казенный счет была разрешена.

Остов лодки и локомотивные снаряды строились по проекту изобретателя на заводе Макферсона в России, а трубы для сжатого воздуха – в Англии. Лодка была готова еще в прошлом году к осени; но тогда, за поздним временем года, не могли быть произведены все опыты подводного плавания, сообразно с программой министерства, и ограничились только погружением лодки в вертикальном направлении ко дну и поднятием ее. Окончательное разрешение вопроса о годности лодки было отложено до настоящей весны. В течение этого времени г. Александровский вынес весьма много неприятностей, так как на отсрочку пробных опытов многие смотрели как на желание затянуть дело. При наступлении весны, доверия к изобретателю было весьма мало даже в самом экипаже лодки. К несчастью, некоторые исправления замедлили производство опытов до конца нынешнего лета. Когда лодка была уже совершенно готова, понадобилось переменить командира; от этого опять произошло замедление. Наконец начались опыты.

Как мы уже сказали, пробные испытания увенчались полным успехом. Но этого результата г. Александровский достиг не вдруг; был день, когда он едва не остался со своей лодкой на дне моря. С одним знакомым англичанином спустился он на дно; под водою услышали они шипенье воздуха, вырывавшегося из труб.

— Труба лопнула! – вскричал англичанин.

— Нет, — ответил изобретатель, — это течет струя воздуха через клапан. Прижмите его плотнее.

Англичанин повернул рукоятку, закрывающую отверстие, которое сообщается с системой труб, наполненных чрезвычайно сжатым воздухом; только, вместо того чтобы закрыть отверстие, он повернул рукоятку в другую сторону и раскрыл его почти совсем. Воздух со страшной силой устремился в свободный проход; раздался оглушительный свист; лампы, освещающие лодку, мгновенно погасли и подводные путешественники очутились в совершенной темноте под ошеломляющим влиянием свиста, грозившего порвать барабанные перепонки их ушей.

Г. Александровский ощупью добрался до механизма, управляющего вертикальным движением лодки, и оглушенные мореплаватели вынырнули на свет Божий.

В присутствии адмирала, лодка несколько раз опускалась под воду с экипажем из девяти человек, проходила под водой в горизонтальном направлении более 50 сажен, делала повороты, подымалась и опускалась по наклонному к поверхности моря направлению и прочее. Подводное движение лодки совершенно спокойно и вполне повинуется управляющей руке, так что по отзыву адмирала и экипажа гораздо меньше страшно плыть в лодке под водой, чем смотреть с берега, как она исчезает с глаз, погружаясь в море.

Устройство подводной лодки составляет секрет изобретателя и правительства. Поэтому мы скажем только о внешнем ее виде и о том, что бросается в глаза. Снаружи лодка походит на большую рыбу с боковыми перьями для подъема. В носу устроена невысокая башня с лестницей для входа в лодку. Стены выкованы из железа. Внутри по стенам лодки расположена чрезвычайно сложная система воздушных труб. Воздух приводит в движение локомобильные снаряды и при этом постоянно обновляется в лодке и нисколько не стесняет дыхание экипажа. Механизм, погружающий лодку, расположен в середине ее дна. Глубина, на которую опустилась лодка, узнается посредством барометра, указывающего давление и толщину лежащего над лодкой водяного столба. Направление движения лодки относительно стран света указывается компасом. Предметы, находящиеся на поверхности воды, отражаются в стекле, вырезанном в носе лодки. Спиртовые лампы освещают внутренность лодки. Для избежания излишней беготни, команда передается с одного конца лодки на другой посредством телеграфа.

Впрочем, каждый желающий может сам видеть лодку; она стоит недалеко от американского монитора «Миантономо». Мы слышали, что на днях будет еще одно испытание лодки, описание которого мы не замедлим представить в свое время, месте с историческим очерком вопроса о подводном плавании.