Польза любительской фотографии

Хотя на тему, помещенную нами в заглавии, уже не раз писалось в фотографической литературе, и масса фактов, т.е. иллюстраций, исполненных по всем отраслям науки, прямо указывает на то, что фотография, даже в руках любителя, является ценным вкладом для лиц науки и искусства, однако, поле деятельности её пока ограничено, тогда как число фотографов-любителей нарождается с каждым годом все больше и больше.

Сколько удавшихся видов, снятых во всех частях нашей России, сколько замечательных типов и сцен, воспроизведенных камерой любителя! И все это остается никому не известным; так, например, дело народного образования, к которому стремятся теперь правительство и интеллигентная публика, мало пользуются работами тех лиц, которые именно широко могут служить этому делу изучением нашего обширного отечества. Да и не только для своего народа, но и для знакомства с нашей родиной Запада и других стран. Задача не маленькая. Однако, чем она может разрешаться? 1) Диапозитивами для проекционных фонарей. 2) Видами, художественно и правдиво исполненными фотографий и помещаемых на почтовых карточках, рассылаемых и разносимых всюду.

Второй приводимый нами пример вовсе не так смешен, как кажется с первого взгляда. Как редактор-издатель журнала «Фотограф-любитель», впервые начавший помещать работы своих сотрудников, исполненных фотомеханическим путем в России, вместо даваемых прежде шаблонных остатков заграничных изданий, чему последовали отчасти наши собратья, — мы и в данном случае берем на себя инициативу коснуться такого вопроса, о котором никто еще не писал, а именно распространять любительскую описательную фотографию не в виде специальных альбомов различных местностей, выполненных фототипическим или автотипическим путем, как это принято, уже потому, что как само такое издание обходится дорого, так и желающих покупать такие альбомы находится очень немного, так что, в конце — концов, затраченные деньги совсем не ворочаются, и издатель терпит лишь одни убытки.

Для удешевления сказанного мы все девять лет издания старались испытывать сами все предлагаемые на страницах фотографических журналов рецепты и фотомеханические способы печати, но должны сознаться, что такие способы отнюдь не могут служить в простой практике каждого из нас, требуя специальных машин, мастерских и, помимо того, умения с меньшим процентом порчи бумаги и материала получать снимки; поэтому оставалось одно – пропагандировать русскому любителю приготовление диапозитивов, чтобы, хотя этим путем дать ему возможность показать свою работу, а вместе с тем и описать ту местность, в которой не каждому суждено побывать. Вопрос же массового распространения работ большинства из нас все-таки оставался неразрешенным.

Но вот наша поездка в этом году заграницу навела нас на мысль, и заставила поближе познакомиться с некоторыми данными новой отрасли промышленности, дающей больший простор как художнику, так и фотографу зарабатывать хорошие деньги на массовом сбыте своих работ. Этот способ является ничем другим, как рисунками известных художников, выполненными хромолитографией на бланках почтовых карточек, видов замечательных местностей, или фототипией, исполненных с фотографических негативов, и третья стадия – литографические издания местностей.

Как только переедешь границу Германии, так на каждом вокзале узловатых дорог уже непременно найдешь, если не на столе ресторана, то в шкафу книжной лавки, почтовые карточки с видами данной местности, стоимостью в 10 пфен., что составляет около 5 коп.

Поглядите на эту массу лиц, бросающих и наскоро пишущих несколько слов на бланке карандашом, затем покупающих почтовую марку того достоинства, которая необходима для почты внутренней или заграничной, и опускающих тут же в почтовый ящик!

Что могут писать эти лица? – спросят нас. Положительного ответа мы не беремся дать; но можем сказать, что в наше время мода на коллекционирование коснулась и почтовых карточек; коллекционированием заражено почти все на Западе настолько, что этим занимаются не только дети, как могут подумать многие, но целые общества серьезных мужей, и нам на днях пришлось читать в немецкой газете, что в Дрездене официально образовалась компания коллекционеров видовых почтовых карточек, которые на собранные между собой деньги рассылают по всему свету агентов, обязанных по приезду в город отправить всем членам общества местные виды под местными марками, что дает возможность коллекционеру не только иметь альбом марок всех стран, но и виды всего замечательного в этой местности.

Еще факт весьма знаменательный имеется в рапорте английского консула из Германии перепечатанном в немецких газетах, где он указывает на ту громадную выгоду, которую получает германский почтамт от допущения таких карточек в обращение. Консул доносит своему правительству, что одна бывшая Берлинская выставка распродала 1.500,000 таких карточек.

Предоставляю сосчитать, сколько получит почтамт за марки!

Памятник Германии, на Рейне, где на пароме перевозят публику с одного берега реки на другой, за три только летних месяца продал 120 000 видов его, а если сосчитать все те местности Германии, где путешествуют вообще, то число таких карточек является очень колоссальным, как в отросли производства, так и для доходов казны.

Разрешение и у нас, в России, почтовых карточек с рисунками не только имеет в виду увлечение почтового дохода, но и чисто народное, наглядное ознакомление с красотами и прелестями нашей обширной страны. Вот путь, открытый для гг. любителей, которые, не затрачивая больших сумм, могут принести громадную пользу ознакомлением нас, русских, с нашею же отчизною. И нам, русским любителям, следует положить этому делу начало. Но как?- спросят нас. Вопрос разрешается следующим образом. С хорошего отпечатка, каких угодно размеров, заказать автотипию в известный размер, три или четыре квадратных дюйма. Такое клише способно воспроизвести несколько тысяч оттисков на бристоли, установленного размера и толстоты. Тысяча таких оттисков всего может стоить от 12 до 15 тысяч рублей. По чём же придется один оттиск? Всего в 1,5 коп. Если допустить, что такая почтовая карточка продается за 5 коп. + 3 коп. почтовая марка, то какой доступной она сделается для большинства наших туристов посещающих летние курорты!

Стоит в Германии на прогулке зайти в какую-нибудь руину, чтобы сейчас найти в ней почтовую карточку с ее видом, марку и кружку. Мудрено ли, что какой – либо Шульц или Фритц получив в свой коллективный альбом вид этой руины от маменьки или знакомого, посетившего ее, твердо выучить, что в какой – то местности, в таком- то месте существует руина x и вид ее остается у него в памяти.

Но не только одни руины изображаются на карточках. Изучая издания почтовых карточек, мы пришли к следующему заключению. 1 – ую серию составляют портреты выдающихся лиц империи; 2 – ую – картины лучших художников с указанием места где они находятся; 3 – ю – памятники и виды мест исполненные в красках известными художниками – пейзажистами, работы которых не всем доступны; тут же, за 15 пфен., получаешь хорошую копию с эскиза художника, а за 10 пфен. имеешь фототипию или автотипию места с подписью автора негатива, и, наконец, по меньшей мере, это – раскрашенный в 2 или 3 краски литографические изображения; к 4 – й серии относятся фототипные и литографные издания художественных композиций с подобающими письму сюжетами или карикатурные воспроизведения на злободневные вопросы.

Из сказанного становится, что, ради коллекционирования или просто любезности к адресату, посылаются массы почтовых карточек, вызывающих целую армию людей трудящихся и наживающихся на этой отрасли производства. И если еще взглянуть на то, какую громадную образовательную пользу, начиная с юношеского возраста, имеет эти карточки, то результат получается громадный.

Прекрасный коллекционный альбом в Германии для 150 карточек в переплете стоит 1,5 марки, то есть 60 коп. Представьте себе детей школьного возраста, каждый из которых собирает виды и альбомы! В этом невинном и интересном препровождении времени каждый из них изучает свою отчизну. Ведь картинки есть лучший педагогический метод усваивать знание.

Поговорите вы с каким-нибудь 10-летним Шульцем, и он твердо скажет вам, что такой-то памятник находится там-то, что это министр такого-то министерства, что такой-то город имеет замечательный собор или ратушу и т.п.

Спросите же нашего, даже петербургского 10-летнего мальчика, что есть примечательного в Москве или Киеве. Он сконфузится, и ответит, что этого мы ещё не проходили.

Вот в чем главным образом заключается наша основная идея – во первых, а во-вторых, что эту идею можем исполнить мы, фотографы-любители, предупредив спрос, который в скором времени и к нам перейдет, и тогда немудрено, что вместо того,что мы можем дать, имея в своих руках материал и все необходимое, спрос на карточки будет удовлетворять за те же деньги рынок лубочными произведениями.

За последние годы наша матушка-Волга стала привлекать внимание как русских, так и заграничных туристов. Но что дали местные фотографы за дешевую цену? Ровно ничего. 2 руб. 50 коп. – вот цена, хотя и крайне небольшая за альбомы с видами Волги. Но где достать такие альбомы? Всякий ли пойдет с парохода искать их. А ведь в главных городах на пристанях имеются книжные лавки, продающие лубочную литературу или местные газеты; вот будь у них почтовые карточки с видами города или реки, или находись их продавец их на пароходе, как это видим заграницей, то нет сомнения, что не только турист, написав несколько слов своим знакомым, пустит её путешествовать по России, но и Тит Титыч опустил бы весточку своей Матрене Поликарповне весточку с видом той местности, где он был. А в общем незаметно у большинства явились бы виды живописной России, и какая-нибудь барышня не только понаслышке, а по карточке могла бы судить о красоте Крыма, Кавказа, центральных городов и т.п. и это с виду пустое занятие любителя двинуло бы в перед знакомство не только публики, но и народа с достопримечательностями русской земли; тогда развились бы фотомеханические заведения, увеличилась бы почтовая корреспонденция, и, главное, фотография сделала бы то, что от неё и любителей имеют право теперь требовать.

Правда нам могут возразить, что любитель не захочет работать для денег, не желая вовсе из фотографии делать доходную статью. Хорошо, ответим на это мы; оставим этот вопрос в стороне. Но есть другой выход: закажите на свой счет хоть 1000 карточек чего-либо замечательного в местах святых, куда идут паломники, и пожертвуйте этот труд любому местному богоугодному заведению, и оно с радостью примет их, наживется, а вместе с тем 1000 людям даст разнести по России за малую цифру достопримечательности данной местности.

Мы можем наш взгляд закончить фактом, которого были сами свидетелями. Прошлою зимою в Гостином дворе мы видели англичан, которые покупали фототипные почтовые карточки с видами Петербурга и, между прочим, слышали в их разговоре между собой такую фразу:

— Даже и это сделано за границей!

Мы обратили внимание тогда на одну из карточек и, к стыду нашему, увидели на ней под одним из петербургских видов, иностранную германскую фирму.

Постоянно бранят русских мастеров, и считают, что все хорошо лишь иностранного происхождения; и даже есть люди, которые не допускают и мысли, что в России можно что-либо хорошее сделать. Но мы по опыту издателя вполне уверены, что всё предлагаемое здесь нами возможно исполнить и у нас не хуже, чем заграницей. Сколько развелось теперь автотипий и фототипий в Петербурге и Москве, и если заказы на карточки попадут к нам, а так же будет спрос, то никакого нет сомнения в том, что эти заведения исполнят их не хуже и не дороже заграницы.

Прочтя сказанное, читатель ясно поймет нашу мысль, что пора нам, любителям светописи, яснее и осязательнее принести пользу тому, что является краеугольным камнем столь великого и первенствующего государства, как Россия, и пора прекратить брюзжать по углам и критиковать все и вся своё, а приступить к способу, дающему возможность и нашему молодому поколению изучить свою Родину, прежде чем по тем же карточкам изучат запад Европы, а не знать, что имеем у себя.

Для диапозитива необходим фонарь, который не у всех бывает под рукой, а для почтовой карточки нужна 3-х коп. марка, чтобы переслать вид на любое расстояние Русской империи, почему мы и поднимаем этот вопрос, и для образца прилагаем пробу нами сказанного.