Вопрос о фотографическом обществе

Фотография – открытие, сделанное тридцать пять лет тому назад – еще не успела определить ни своего значения, ни места в кругу человеческих познаний. Она родилась случайно из науки, и до сих пор наука не может определить тайну открытия, того в чем заключается сущность химического действия света. Вот почему, не смотря на видимое развитие фотографии, она из всех открытий имеет самое слабое, едва заметное движение вперед. Фотографический аппарат, по своему устройству, не только подобен, но, можно смело сказать, одинаков с устройством человеческого глаза. Глаз, главным образом, состоит из трех частей: 1) кристалловидного тела и зрачка, которые сосредоточивают лучи света, выходящие из наблюдаемого предмета; 2) глазной камеры, в которой собранные лучи получают свое направление и распределяются соответственно порядку их выхода из наблюдаемого предмета, и 3) глазного нерва с разветвлением, который принимает впечатление света и передает сознанию. Точно таким образом, и фотографический аппарат состоит из трех главных, соответственно подобранных, частей: 1) объектива с диафрагмой: они собирают лучи света, выходящие из внешнего предмета в камеру-обскуру, 2) камеры-обскуры – подражание глазной каморы, и 3) чувствительной пластинки, на которой получается и закрепляется изображение внешнего предмета, как на нервной сетке глаза получается ощущение видения. Как в изучении глаза, рассматриваются два ряда разнородных явлений: 1) оптические, которыми объясняется движение света от наблюдаемого предмета до глазного нерва, и 2) физиологические, объясняющие самый процесс зрения, так точно и в фотографии, резко отделяются два рода явлений: 1) оптические явления или получение изображения в камере-обскуре; 2) химические явления – разного рода процессы получения фотографических снимков на серебре, стекле, бумаге, фарфоре и т. п. Следовательно, рассматривая фотографию как науку, следует ее определить наукой о внешнем зрении.

Образование изображений в камер-обскуре весьма легко объясняются начальными законами оптики и помощью геометрических соображений. Какого же рода явления происходят на поверхности чувствительной пластинки? каким образом изображение переходит, так сказать, в массу заготовленного слоя? и действует ли свет химически или механически? – все эти вопросы неразгаданны человеческим умом и не объяснены наукой, при современном ее состоянии.

Фотографическая химия есть свод рецептов, в весьма ограниченном числе, которыми определяются правила, каким образом получать светописные изображения на поверхности хлористого или йодистого серебра двояким путем: 1) сухим – дагерротип и 2) мокрым – фотография. Не смотря на такой ограниченный круг действия химии в фотографической технике, эта техника далеко не достигла совершенства и все усилия трудолюбивого и способного фотографа едва выкупаются удовлетворительным успехом. Так как в природе нет резких переходов или каких-нибудь исключений то, вероятно, химическому действию света подвержены все или большая часть тел с большею или меньшею чувствительностью. Ученая разработка этого важного вопроса, вероятно, поведет к определению точных законов, ко многим открытиям, которыми химические процессы в фотографии упростятся, сделаются гораздо дешевле и, вероятно, со временем фотография займет важное место в области художественной и промышленной производительности.

Из этого краткого обзора видно, что фотография, как наука о внешнем зрении, находится на первых шагах своего развития. Такое медленное движение вперед объясняется с одной стороны, случайным явлением фотографии в науке, в которой она не могла найти жизненной поддержки своему существованию, а с другой – равнодушием людей, занимающихся фотографией практически. Фотографным делом интересуются, во-первых, ученые и, во-вторых, фотографы-производители и фотографы-любители. Первые обходят его в своих ученых занятиях по дороговизне опытов, фотографы-производители преследуют спекулятивные цели, для любителей фотография – забава. Чтобы поднять фотографию на степень науки, необходимо дружное и добросовестное содействие всех, занимающихся этим делом с любовью и проникнутым уважением к ее научному интересу.

Фотография, как искусство, до сих пор еще составляет спорный вопрос. Разумеется, в кругу фотографных занятий, при всем разнообразии, духовному творчеству художника нет места. Возьмите портрет, написанный даровитым художником, и станьте перед зеркалом: разница в двух изображениях будет точно такая же, как между произведением чистого искусства и фотографным снимком. Это различие и есть граница между фотографией и художеством. Но, с другой стороны, творчество художника почерпает свой материал в строгом и глубоком изучении натуры. В этом последнем смысле фотография открывает такое же богатство, как и сама природа. Она одна в состоянии передать явления внешнего мира с безукоризненной точностью, и потому художник, опираясь на фотографию, привыкает к точнейшей линейной правильности, и приобретает верный взгляд на природу, формы, памятники и т. д. Следовательно, фотография, при ее современном состоянии, служит подспорьем и богатым материалом искусству. Но кто может определить, где остановятся успехи фотографии в будущем. Ребенок, не достигший полного развития сил, не может быть художником, потому что не имеет привычки пользоваться своими органами (в особенности глазом), и не может слагать впечатления внешнего мира в стройные, проникнутые смыслом, фантазии. Точно также и фотография, находясь в младенческом состоянии, предполагает одно слепое и рутинное пользование ее средствами. Но нет сомнения, что в будущем она усовершенствуется до такого простого, удобного и, так сказать, плодовитого инструмента, что художник в состоянии будет пользоваться им с таким же успехом, как в настоящее время он пользуется карандашом или кистью. Такое предположение не утопия, а сознательное убеждение, проистекающее из взгляда на характер науки. Между явлениями света, теплоты, частичных сил и гальванизма существует внутренняя связь и тесное соотношение. Весь напор исследований, как путем опыта, так и путем умозрения, клонится к тому, чтобы уяснить и разгадать этот запутанный лабиринт разнохарактерных явлений, которые творят и жизнь, и силы, и красоту природы. С успехами знаний совершенствуется и уменье пользоваться ими, фотография, вероятно, выйдет из заколдованного круга, манипуляции ее упростятся, аппарат усовершенствуется и, вероятно, она сделается удобной и доступной для всех. Но, чтобы достигнуть этой цели, необходимо полное содействие, как ученых, так и художников. Первые разрабатывают технику, вторые указывают, в каких усовершенствованиях нуждается фотография; и те и другие общими усилиями стараются дать фотографии направление чисто художественное и охраняют ее интересы от профанации со стороны бездарности и шарлатанства.

Остается теперь сказать несколько слов о самой производительности фотографии. Возрастающее число фотографных заведений доказывает потребность общества в этом искусстве. Но все заведения занимаются или съемкой портретов, или такого рода изданиями, которые удовлетворяют не слишком развитому вкусу большинства. Между тем у нас с России открыт широкий простор фотографной деятельности. Россия, богатая обладательница сокровищ искусства и древностей, которые зарыты у нас в полузапертых музеях или раскинуты по монастырям, и потому остаются малодоступными. Наши ученые общества также нуждаются в пособии фотографии и для своих экспедиций, и для снимков образцов, знаменательных для науки в каком-нибудь отношении. Правительство тоже находит полезным прибегать к пособию фотографии при съемке планов, карт, замечательных построек, работ, моделей и т. п. Частное лицо не в состоянии предпринимать такого рода издания, за недостатком средств и необходимых для этого условий.

На основании вышеизложенных соображений, мы предлагаем позаботиться об устройстве русского фотографного общества. Мы считаем это и своевременным, и полезным делом. По направлению своему, общество должно удовлетворять следующим целям: 1) Русское фотографическое общество занимается разработкой научных вопросов фотографии своими исследованиями и критикой; 2) общество устраивает фотографические выставки, назначает премии за замечательные фотографные работы и вообще заботится о художественном направлении в фотографии; 3) общество предпринимает общеполезные издания, общедоступные по цене, и по мере своих сил и времени помогает своими услугами другим обществам, нуждающимся в пособии фотографии. Членами общества могут быть ученые, художники, фотографы-любители и фотографы-производители. Каждый член должен уделить обществу известную денежную плату, часть трудов и часть свободного времени.

Смеем надеяться, что нашу мысль встретят с доброжелательным сочувствием все интересующиеся рациональными успехами фотографии.