Светописные портреты братьев Цвернеров
Северная пчела. 2.4.1843. № 73.
Было бы упущением со стороны «Северной пчелы», старающейся извещать публику обо всём, что может занять внимание просвещённого и образованного человека, если бы газета наша не упомянула о мастерской, устроенной в недавнее время для снимания светописных портретов.
Мастерская эта находится на Литейной, близ угла Бассейной улицы, в новом доме архитектора Пеля, который искусно приложил своё знание к расположению мастерской и в особенности к устройству стеклянного павильона, в коем, с помощью света являются на серебряной дощечке волшебные изображения. Как не назвать волшебством изобретение за которое, лет полтораста назад, сожгли бы учёного оптика?
Братья Цвернеры, петербургские уроженцы, провели несколько лет в Париже для усовершенствования себя по части оптики и физики, и ныне, по возвращении в Отечество, представляют на суд публики плоды своих занятий. Произведением светописных изображений они занимались в Париже, под руководством г. Леребура, и переняли от знаменитого французского оптика всё его искусство и сноровку. Можно без пристрастия сказать, что здесь, в Петербурге, ещё не исполняли дагерротипных портретов с такой ясностью и отчётливостью. Гг. Цвернеры занимаются своей частью con amore, с любовью, и употребляют всевозможные старания, чтобы достигнуть высших степеней совершенства. У них есть множество камер-обскур разных размеров с превосходными стёклами Шевалье, так что изображения могут быть величиной от обыкновенной доски, принятой для дагерротипа, до миниатюры размером с пятачок. Миниатюры эти в особенности прелестны; их можно вставить куда угодно: в перстень, в пряжку, в медальон. Чистота изображения поразительна. Блонды, узоры на дамских платьях, шитьё на мундирах выходит с непостижимой точностью. К тому же должно прибавить, что хмурый свет нашей северной атмосферы совершенно покорен братьям Цвернерам: они так же быстро, так же легко снимают портреты при снеге, при дожде, как и при ярком солнце. Пасмурная погода даже благоприятнее для особ, имеющих слабое зрение.
Мастерская Цвернеров открыта ежедневно, в будни и в праздники. Цена портретам, смотря по величине серебряной дощечки (которые к сожалению, должно выписывать из-за границы, потому что здесь не умеют приготавливать их с желаемым совершенством), простирается от 3 до 8 р. сер. За изображение во весь рост, или семейной группы, цена особая. На снятие портретов в пасмурную погоду нужно не более полминуты времени, в ясную — несколько секунд. Изображение так прочны, что не терпят вреда ни от химических реактивов ни от времени; даже с трудом стираются. Каждый портрет отпускается в изящной рамочке или гладкой чёрной или из тиснёной бумаги. Сверх того гг. Цвернеры прилагают особое внимание, чтобы сходный до поразительности портрет был вместе с тем и красивой картинкой. Для этого они убирают свой павильон узорчатой драпировкой, имеют разные цветные обои и мелкие безделки, которые производят эффект удивительный. Многие из посетителей привозят собственные свои вещи, которые желают изобразить вместе с собою. Например вышитые подушки, занавесы, картинки, статуйки, даже кресла. Должно отдать справедливость братьям Цвернерам, они так внимательны к публике, что отдают портрет особе, заказавшей его, лишь тогда, когда он совершенно удачен. Они по несколько раз возобновляли некоторые изображения, потому только, что особам, которые их снимали с себя, или не нравилось положение в котором они сидели, или лицо выходило слишком серьёзно, а в изображениях Цвернеров есть одушевление и жизнь даже в самых глазах. Что касается до теней и полутонов, – над ними можно задуматься живописцу.
Желательно, чтобы публика наша поддержала молодых оптиков, тем более, что если взять в расчёт устройство мастерской, цена их светописных портретов дешева, как нельзя более.