Ученик С.Л. Левицкого
С.-Петербургские ведомости. 31.1.1854. № 25.
В последнее двадцатипятилетие текущего столетия дагерротипное исскуство достигло в Европе замечательного совершенства; но у нас долго не могло оно выдерживать сравнения, в особенности с Парижем, пока не появился оттуда в Петербург, года за четыре перед сим наш соотечественник, Сергей Львович Левицкий, питомец Московского Университета.
Воспитанием своим он готовился к гражданской службе, в которой и был, впрочем, не долго. Химические опыты возбудили в нем желание посвятить себя изучению дагерротипного искусства, и он последовал своему призванию. Еще в Париже имел он свою мастерскую и считался в числе первых художников; и наконец, с запасом знаний, опыта и усовершенствованных аппаратов, основался в Петербурге.
Появление его было замечательно: он доставил публике возможность иметь прекрасные портреты за умеренную цену, и самое искусство подвинулось, в короткое время, далеко вперед. Дагерротиписты находились в какой-то инерции, делали портреты все по-прежнему, малых размеров, бледные и с неясными очертаниями. Произведения Левицкого возбудили соревнование, которое распространило усовершенствования не на одну дагерротипию, но и на фотографию.
Левицкий с приезда в Санкт-Петербург взял к себе в помощники Василия Ивановича Флейхгауза, молодого человека, образованного, деятельного и услужливого. Он четыре года занимался в мастерской Левицкого, и во время поездок его заграницу и по России заступал его место, удовлетворяя с отличным успехом, отчетливостью и исправностью, всем требованиям публики. Приобретя, таким образом, познания и проверив их на практике, молодой художник открыл свое дагерротипное заведение на Литейном Проспекте, в доме Плеске, против Симеоновской Улицы. Он исполняет все заказы с тем совершенством, которого достигло искусство в настоящее время, со всевозможным тщанием и отчетливостью. Желая угодить публике, он делает портреты и копии с картин всех размеров по ценам, много сходнейшим против других дагерротипистов, и ревнует скоро доказать, что его работы не уступают никаким другим, разве только работам наставника его, Левицкого. И конечно, публика благосклонно почтит его доверием и ободрением.
По особенной черте характеристики обитателей столицы, покровительствовать возникающим талантам, можно надеяться, что Василий Иванович Флейхгауз, найдет это радушное покровительство и сочувствие к поддержанию в нем духа соревнования, стать на заметном месте в ряду дагерротипистов и работами своими оправдать имя ученика славного Левицкого.