Мастерская Х. Обиернсона
С.-Петербургские ведомости. 6.5.1856. № 100.
Фотография видимо делает ежедневные завоевания в Петербурге, изгоняя дагерротип, который представлен людям, не имеющим времени дожидаться изготовления портрета в несколько дней и желающих получить его в несколько минут. Известно, что фотографический оттиск производится гораздо медленнее, будучи переводим со стекла на бумагу и большей частью требуя так называемой ретушевки, т.е. прикосновения кисти художника в тех местах, которые не совсем ясно или отчетливо вышли на бумаге. Но зато портрет фотографический имеет тысячи преимуществ перед этой полированной серебряной пластинкой, которую надобно вертеть во все стороны, пока не найдешь точки, откуда было бы видно вышедшее на ней изображение и не слепило вам глаза блеском, разлитым по всей гладкой поверхности. Фотографический портрет – это гравюра, aquatinta, литография, словом картинка, которую можете поставить на стол, повесить на стену и смотреть на нее с какой угодно стороны. Вот почему фотография так быстро принялась всюду, и между прочим у нас, в Петербурге. Куда ни поезжайте теперь – везде увидите вывеску фотографического заведения. На одном Невском Проспекте, только от Аничкина до Полицейского Моста, на пространстве какой-нибудь версты, мы насчитали до десяти фотографических заведений. Поезжайте в боковые улицы – на Литейную, Большую Конюшенную, Садовую – везде увидите вывески фотографий с образчиками их произведений, тут же выставленными. Но и улицы более отдаленные от Невского Проспекта не остались без фотографии. Так, на днях, увидели мы на Гороховой, близ Каменного Моста, в доме Жукова, рядом с домом Оливье, огромную вывеску нового фотографического заведения г. Обиернсона и, полюбопытствовав заглянуть, что это такое, были приятно удивлены, нашедши обширное, изящно убранное помещение, огромную стеклянную галерею, обращенную на юг и полную самого яркого света, а в галерее отличный светописный аппарат со всеми к нему принадлежностями. Тут же увидели мы множество оконченных портретов, отличающихся поразительным сходством и тщательной отделкой. На вопрос наш: давно ли устроилось это заведение? г. Обиернсон, почтенный старик, как видно, весьма любящий свое искусство, отвечал, что он уже несколько лет трудится над изучением этого дела и только тогда решился открыть заведение, когда убедился, что старания его увенчались успехом. Вознамерившись же открыть светописный кабинет, он хотел устроить его на славу, для чего нанял обширную квартиру и сделал такую огромную и светозарную галерею, которой подобную вряд ли можно найти в Петербурге. Полюбовавшись этим прекрасно устроенным заведением, мы обещали г. Обиернсону известить о нем наших читателей, что и исполняем, приглашая их заглянуть в эту новую мастерскую и полюбоваться производимыми ею портретами.