Фотографическое отделение Военно-топографического депо

Недавно в магазине, помещающемся в здании Главного Штаба и находящемся в заведывании г. Водова, появилась замечательная фотографическая карта Италии. Она исполнена в фотографическом отделении военно-топографического депо, находящемся также в заведывании г. Водова, и породила в нас желание осмотреть это отделение.

Оно устроено на крыше Генерального Штаба, на углу Невского Проспекта и Адмиралтейской Площади, и занимает два этажа, надстроенные над зданием. Обширностью превосходит оно, как нам говорили, все заведения такого рода, существующие за границей. Оно состоит из тринадцати мастерских и двух больших павильонов, где работают разом в пяти камерах, снабженных особенными механизмами для самых точных движений. Из них особенно замечательна, по величине и сложности механизма, одна большая камера, в которой могли бы свободно улечься два человека. По размеру этой камеры можно судить о величине стекол, на которые снимаются изображения; они до того велики, что те, которые мы привыкли видеть в обыкновенных фотографических мастерских, просто пигмеи в сравнении с ними. Мы видели много карт, снятых в этом фотографическом отделении; они так хороши, что почти нет возможности отличить их от оригиналов. Особенно поразили они нас величиной: есть карты, имеющие в длину и ширину более двух аршин. Виденные нами образы сняты в величину оригинала, и также в увеличенном и в уменьшенном, сравнительно с оригиналом, размере. Замечательна уменьшенная карта Кавказа, в которой, не смотря на значительное уменьшение, сохранились мельчайшие черточки и надписи, почти незаметные для невооруженного глаза, но совершенно ясно видимые в увеличительное стекло. Замечательна также копия с рисунка карандашом большой лестницы Московского Театра, сделанная по поручению архитектора этого великолепного здания, г. Кавоса; в ней каждая черта, каждая точка рисунка, не смотря на малый размер копии, передана с совершенной верностью и отчетливостью. Жаль, что г. Кавос ограничил заказ свой только десятью экземплярами; нет сомнения, что очень многие пожелали бы приобрести эту прекрасную фотографию, с которой лучшая гравюра не может соперничать, по той простой причине, что в фотографической копии передана каждая черта сделанная художником, неискаженная механическими условиями гравирования.

Кстати о гравировании.

В свободное от заказов время, в павильоне снимаются уменьшенные копии с гравюр; это уменьшение дает копиям мягкость тона, сглаживает черты резца и придает рисунку необыкновенную тонкость. Эти копии будут продаваться в магазине по очень дешевой цене: копии с гравюры, стоящей 25 рублей, можно будет приобрести по 75 копеек и составить себе, таким образом, очень дешево, великолепный кипсек, который не уступит ни одному из своих английских собратий, украшающих столы в аристократических гостиных Лондона. Там же сняты копии с эскизов Иванова, которые все раскуплены и разошлись по разным рукам, так что вторичное переснятие их вряд ли возможно. Число сделанных с них копий, к сожалению, весьма ограниченно. Полная коллекция состоит из восьми копий (каждый отдельный эскиз продается по 1, 5 рублей серебром; выписывающие всю коллекцию получают безденежно копии с самой картины).

Там же сняты копии с фотографий, представляющих виды Иерусалима, развалины Бельбека и Каира – всего 28 видов (продаются – отдельно по 1 рублю, а все вместе за 21 рубль). По нашему совету г. Водов обещался снять с картины Иванова, фотографическое издание которой составляет его собственность, копию в уменьшенном виде, с тем, чтобы, продавая ее по 2 рубля, сделать ее доступной тому классу, для которого не легко платить 5 рублей, а между тем хотелось бы иметь копию с знаменитого произведения нашего славного соотечественника.

Но обратимся к главной, к серьезной цели этого фотографического заведения.

Нам странно было, что г. Водов, показывая копии с гравюр, упомянул о свободном от заказов времени. Как может быть у него свободное время? Цены, в управляемом им фотографическом заведении, очень доступные, и много, очень много таких людей, которым нужны копии с планов, картин, портретов и т. п. Сколько делается от руки копий с межевых и архитектурных планов, за верность которых трудно поручиться, между тем, как они стоят больших денег; а фотография не может даже и умышленно сделать неверность, что особенно важно при увеличениях и уменьшениях размера, и стоит очень дешево. Пользу фотографии в этих случаях лучше всего доказывает то, что граверы, которым поручаются увеличенные и уменьшенные копии с нарт и чертежей, прибегают к помощи фотографии. Нужно ли говорить, какую пользу может принести фотография подрядчикам, принимающим на себя работы по подрядам? Так как нет возможности снабжать их копиями с чертежей предпринятых ими работ, то они добывают их косвенными путями, через чертежников, платя баснословные цены, и все таки получают чертежи плохие, неверные, потому что снимаются они урывками или на тонкой, прозрачной бумаге, которая, после непродолжительного употребления, расползается на клочки. На это очень важное обстоятельство следует всем строителям, без исключения, обратить особенное внимание уже по тому, что при спешности у нас строительных работ, подрядчики, не имея чертежей, по которым могли бы обсудить работу заблаговременно, берут ее на торгах наобум, чаще всего дороже нежели следовало. Если же случается, что они берут работу дешево, то это ведет, обыкновенно, к беспрестанным требованиям вознаграждений. Плата за фотографические копии не может даже входить а расчет при подряде – так она ничтожна. Кто же не согласится заплатить десяток или даже менее рублей, за возможность предварительно обсудить дело, в которое часто кладется все состояние? Г. Севастьянов доказал уже важность применения фотографии к рукописям. С особенным удовольствием слышали мы, что просвещенное и заботливое начальство Публичной Библиотеки обратило уже внимание на это замечательное заведение. Если слух справедлив, то скоро, может быть, сокровища нашего знаменитого книгохранилища сделаются достоянием не одних петербургских жителей.

Портретов видели мы только два, один с фотографического же портрета, в числе 100 экземпляров, по 75 копеек серебром за экземпляр; другой с натуры, в числе 50 экземпляров, по 1 рублю 50 копеек за экземпляр. Оба портрета без ретуши и очень хороши. В прочем г. Водов берется делать портреты с натуры не иначе, как в большом числе экземпляров.

Незначительность частных заказов, по словам самого г. Водова, происходит оттого, что желая усовершенствовать способы снятия копий, совершенно отличные от способов, употребляемых фотографами портретистами, он еще не объявлял об открытии заведения для частных заказов. Сверх того, против верности фотографических копий существует в обществе неосновательное предубеждение: думают, что по причине выпуклости объективного стекла, происходит в рисунке так называемая аберрация, то есть, что линии выходят не прямые, а выпуклые и что ясность рисунка постепенно уменьшается от центра к окружности. Это предубеждение до того укоренилось, что предубежденные не верят даже циркулю. Для убеждения этих неверующих, г. Водов пропитывает фотографический снимок на бумаге составом, придающим ему прозрачность, накладывает снимок на подлинный рисунок, при чем все линии совершенно совпадают и этим неопровержимо доказывается неосновательность упомянутых нами предубеждений. Замечательно, что это предубеждение существует не только у нас одних: с ним боролись и в Европе. Оно произошло оттого, что некоторые фотографы портретисты, не имея необходимых инструментов, брались делать большие фотографические копии, которые действительно выходили неверны.

Фотография делает успехи с каждым днем, и нет сомнения, что скоро все, так называемые роскошные издания будут появляться не иначе, как с фотографическими иллюстрациями. Конечно, по приемам и по самим материалам, в числе которых есть и серебро, фотография не может состязаться с гравированием при большом количестве экземпляров роскошного издания; но при числе ограниченном она представляет ту выгоду, что не требует затраты больших сумм и что рисунки могут быть заготовляемы по мере продажи.

Нам показывали, между прочим, образцы фотографий подобного же лондонского заведения, которые ничем не превосходят фотографий, сделанных в павильоне Главного Штаба; русское фотографическое заведение имеет даже перед лондонским то преимущество, что производит уменьшения и увеличения, между тем как лондонское производит одни только уменьшения, что нельзя и сравнивать с трудностями снятия на огромных стеклах. Главный фотограф этого заведения И. А. Богдан, человек замечательно-даровитый, знающий, не останавливающийся ни перед какими трудностями.

В столярной мастерской, находящейся при заведении, мы видели новые, так называемые американские стереоскопы, заключающие в одном футляре 25 стереоскопических видов, так что, повертывая ручку, вы проводите перед глазами все виды один за другим. Эти стереоскопы продавались прежде от 100 до 120 рублей; у г. Водова они стоят, со стеклянными видами, 60 рублей, а с бумажными 30 рублей.

Короче, это заведение – явление очень замечательное и заслуживает особенного внимания и одобрения со стороны публики.