Фотография и фотографии
Р-въ. К-й. //Северная пчела. 11.7.1856.
… Скажем несколько слов не о технике фотографии, а о некоторых практических последствиях этой техническо-художественной деятельности:
1-е. Когда дело идёт о портрете с тонкими стильными подробностями, с постепенным изменением света и тени, и разумеется с первым условием – сходством, серебряная дощечка преобладает.
2-е. В воспроизведении памятников искусства и пейзажей большого размера преимущество остается за бумагой, пропитанной воском или яичным белком.
3-е. Для съёмки путешественнику-фотографу неподвижных видов – стекло, покрытое белковиной – клад. Во-первых потому, что сохраняет в течении нескольких дней свойство восприимчивости, и потому что панорамические виды, которые называются по-английски — dissolving views, выходят яснее и резче.
4-е. Для портретов ещё более отчётливых, для всех явлений наиболее одушевлённых в природе, словом везде, где есть жизнь, дыхание, движение, улавливаемые с быстротой самого деятельного луча солнца – торжествует коллодиум.
Вот конечные технические выводы фотографической деятельности, и мы их называем потому смелее и отраднее, что второе их отечество после Франции и Англии — Россия, потому, что наши русские тальботиписты не только верны правилам своих учителей, исследователей, но даже пошли дальше в отношении практическом. Не говорим на основании квасного патриотизма, на основании того только, будто бы свет увидел свет из-за нашего только света… Мы говорим это по поводу тех русских фотографий, которые у нас перед глазами. Объехав Европу, мы не видели других лучше. Америка в 1850 году не имела и понятия о тальботипии, а это самая практическая нация во всех практических производствах и грубых и утонченных. Таких фотографий на бумаге как у нас нет нигде. В особенности убедили нас в этом фотографии художника Академии И.А. Тюрина.
Эти фотографии привели нас ещё к одному заключению, что и в технической деятельности необходимо эстетическое образование, необходимы познания искусстве и в науках, познания, облагороженные сознанием своего призвания, и в этом случае каждый, зайдя в фотографию Г. Тюрина, с первого шага уразумеет, что он имеет дело не с техником-ремесленником, а с художником.