Коломна Леонида Богданова
Наль Подольский //6.2004.
Публикация Наля Подольского к выставке «Коломна Леонида Богданова» открывшейся 10 июня 2004 года в Музее-квартире А.А. Блока.
«Вам известна та часть города, которую
называют Коломна. Тут все непохоже на другие
части Петербурга; тут не столица и не провинция.
Здесь все тишина и отставка».
Н. Гоголь
Леонид Богданов работал в разных фотографических жанрах, но живет он в нашей памяти прежде всего как фотограф Петербурга. Он автор многих прекрасных альбомов, которые охотно покупают и увозят на свою родину иностранцы, так что в разных концах света есть немало людей, получивших представление о Петербурге исключительно сквозь линзы Богдановских объективов. Он снимал не архитектуру, не дома, не ансамбли, а именно Город во всей его красотки пугающей непостижимости. Отношение Богданова к Петербургу — внимательное, корректное, уважительное, и Город платил ему взаимностью, позволяя заглянуть в свою странную метафизику.
Петербург — один из немногих городов мира, изначально не предназначенный для житья в нем людей. Он строился для императорского двора и гвардии («Казармы, парки и дворцы»). Люди были нужны, лишь чтобы строить и обслуживать город, их насильно «сволакивали» отовсюду, они же злонамеренно разбегались и вымирали. Так было по крайней мере всю первую сотню лет бытия Петербурга. Нынче принято думать о людях (или говорить об этом), но сам город отлично помнит, для чего его строили.
Леонид Богданов — единственный фотограф, может быть, вообще единственный художник, заметивший и изысканным изяществом показавший эту уникальную самодостаточность нашего города. В большинстве Богдановских фотографий Петербурга людей нет вовсе, и Город в них не нуждается, без людей он не мертв и не пуст, и отлично живет своею собственной жизнью.
Фотографии Богданова энергетически напряжены. Насыщение фотографии энергией совершается в каждом снимке по-разному и далеко не всегда поддается рациональному объяснению, но чаще всего он добивается своего с помощью наложения ритмов. Ритмы окон, деревьев, чугунных решеток, гранитных плит, даже трещин в асфальте — они взаимодействуют, интерферируют и создают ощущение внутренней напряженности города, которая сродни пружинистой энергии зверя, готового к прыжку. Богданов точно чувствует сложный многозвучный пульс города. У него пульсирует все — свет и тень, вода и небо, листва, окна, асфальт, и даже глубокая тьма теневых участков ночных снимков. Это одно из удивительных свойств фотографий Богданова — живая пульсация и смысловая значимость совершенно черных пятен. Ночной город — другой город. И если дневной Петербург Богданова совершенен, холодноват и горд, то ночной, затаившийся в обманчивой тишине, полон внутренних страстей, воспоминаний, местами коварен и опасен.
Петербург Богданова, как правило, столичный. Есть только один район, с которым у него не имперские, а скорее интимные, родственные. Это Коломна. Он провел в ней немалую часть жизни, здесь, неподалеку от Аларчина моста, помещалась его мастерская. Сюда он не выезжал на семки, а просто бродил с фотоаппаратом по улицам, и здесь Петербург показывал ему то, что обычно имперские столицы стараются прятать — задумчивое запустение, темные закоулки, людей — призраков и всевозможных неприметных своих обитателей, коих «так же трудно поименовать, как исчислить то множество насекомых, которое зарождается в старом уксусе». Старушки, старики, алкаши, дети, собаки голуби.
Есть у Богданова два странных кадра, красивых и отчасти пугающих. Из арки подворотни вырывается солнечный свет и ложится на асфальт полукруглым пятном, слепящим на фоне темноты стен. И в этом пятне, как на предметном стекле микроскопа — три напоминающие насекомых черные фигурки, фантомы Города. На самом деле это всего лишь дети, мальчишки. Это — коломенское.
Леонид Богданов 1949 — 2003 гг.
С 11 лет занимался фотографией в Ленинградском Дворце пионеров. Образование высшее — Ленинградский институт кино-инженеров, окончил в 1971 году.
1973 — 1975 фотограф в ТЮЗе им. Брянцева.
С 1975 года сотрудничал с издательствами «Изобразительное искусство» (Москва), а так же с различными журналами мод.
Член IFA с 1976 года.
Приминал участие в выставках городского фото-клуба и в международных фотоконкурсах.
Как профессиональных фотограф участвовал в изданиях более 100 альбомов и каталогов по изобразительному искусству.
В последнее время работал по заказам российских и зарубежных издательств и агенств как свободный художник.
Основные темы — произведения искусства, архитектура, интерьер, городской пейзаж, промышленная и рекламная съемка, фотомодели. Размер слайдов до 18×24.
На выставке «Коломна Леонида Богданова» были представлены работы за период 1972-2001 гг.
Назад к «Свету и тени».