Летаргический Ленинград

Публикация Валерия Вальрана к выставке Леонида Богданова «Летаргический Ленинград» открывшейся 24 ноября 2007 года в Арт-центре Пушкинская 10.

     Леонид Богданов в детстве снимал знакомых и город. Живя в Ленинграде, невозможно его не снимать. В Институте киноинженеров в фойе конференц-зала он сделал несколько небольших выставок (1967-1970), где экспонировались городские пейзажи и портреты. Портреты 1960-1970 годов не сохранились. Даже негативы Леонид уничтожил, решив, что они не дотягивают до той планки, которую он себе установил.

    Репортажные фотографии Л. Богданова можно разделить на несколько серий. В начале 1970-х годов это преимущественно лирические зарисовки. Девочка с огромным портфелем и мешком со сменной обувью, ссутулившись, идет по мокрому тротуару набережной Фонтанки на фоне размытых дождем и туманом прохожих и машин («Дождь».1972). Мальчик с собакой следует по дорожке с остатками снега между двух рядов ослепительно белых скамеек («Скамейки». 1974).

    Ряд фотографий посвящены безбрежному пьянству эпохи развитого социализма. Пьяный мужчина в нелепой и неустойчивой позе на тротуаре беседует с овчаркой (Без названия. 1970-е годы). Толпа мужчин, пьющих пиво и стоящих в очереди в пивной ларек. Лицо одного из них на переднем плане повернуто к камере и недвусмысленно свидетельствует, что он пиво разбавлял водкой (Без названия. 1970-е годы). Подвыпившая парочка бодро шагает по мостовой. Дама одной рукой держит кавалера под ручку, а другой вынуждена поддерживать брюки, у которых сломалась молния, и они уже сползли на бедра (Без названия. 1970-е годы).

    Особое место в творчестве Леонида Богданова занимает тема «Дети в городе». Три мальчика в черной подворотне во что-то играют. Подворотня выходит в обычный ленинградский двор. Видна облупившаяся стена дома с металлической пожарной лестницей нелепой конструкции. Фигуры мальчиков, освещенные ярким полуденным солнцем, отбрасывают черные тени. Пронзительно белый свет, непонятно как попавший в мрачную подворотню, подчеркивает бесприютность «счастливого» советского детства («Игра». 1979). На фоне бесконечного брандмауэра, уходящего в небеса, своеобразная «детская площадка» из металлических конструкций непонятного назначения, на которых повисли три мальчика в различных позах («Игра». 1975).

    И все-таки доминирующее место в творческом наследии Леонида Богданова занимает ленинградский пейзаж. Более 10 лет он нащупывал и искал образ города, который бы соответствовал его мироощущению, и с начала 1970-х годов появляется серия фотографий, в которой это мироощущение было воплощено.

    Черно-белую фотографию называют светописью в отличие от живописи (цветопись). Собственно фотография призвана фиксировать различные градации света, и чем больше этих градаций «проявлено», тем выше мастерство фотографа. Л. Богданов подходит к этой проблеме с другой стороны. Его интересует не столько свет и освещенные поверхности, сколько «царство» тени. Понятно, что тень все равно является отраженным светом, но меньшей интенсивности, чем окружающее ее пространство, и, тем не менее, как изобразительное средство она противоположна свету. Впрочем, это противопоставление белого и черного, света и тени с древних времен утверждено и в религии (божественное пространство неба пронизано светом, тогда как царство сатаны окутано мраком преисподней), и в различных философских системах (например, в китайской традиции белое и черное являются проявлениями фундаментального принципа «инь» и «янь»), и в этнокультурном символизме (например, у русских белый символизирует жизнь, черный — смерть), и в современных теориях трансперсональной психологии (например, Карл Юнг подсознательные деструктивные стремления человека как инстанцию личности называл «тенью», т.е. «черным» в человеке).

     Тень обычно темнее того объекта, которому она принадлежит. В изобразительных искусствах тень объекта привязывает его к несущей плоскости, к земле. Если нет тени, то объект отрывается от несущей плоскости и повисает в пространстве. В городских пейзажах Леонида Богданова нередко объекты (дома, колонны, соборы, набережные) и их тени одинаково темные (черные). Архитектурные сооружения не отбрасывают тени, а прорастают из нее, точнее из недифференцированной и неструктурированной черноты.

     Если воспользоваться примитивным символизмом, то можно было бы сказать, что Ленинград Л. Богданова — черный город и вырастает он из дьявольской темноты. Однако общее ощущение от работ иное. Невероятной красоты и изощренности линия, отделяющая город от небес, живые блики в реках, каналах и на мокром асфальте, одиноко светящиеся окна и редкие фонари, выплывающие из темноты набережные, фонарные столбы, иногда фасады домов. Город погружен в летаргический сон безвременья.

     На одной из знаковых работ Леонида («Разбитые часы». 1975) собственно и изображены огромные часы на фасаде дома. Дом погружен в темноту, но, тем не менее, проступают из стены более темные проемы окон, угадываются некоторые архитектурные детали. Карниз крыши изломанной линией по диагонали разрезает кадр с левого верхнего угла. За тревожной линией карниза рванные облака. На фотографии высечены облака и круглый циферблат часов. Белый циферблат частично потрескался, и краска осыпалась. Цифры от «3» до «6» едва различимы. Стекло покрыто паутиной трещин. Обе стрелки часов застыли на цифре «12». Полдень или скорее полночь белых ночей. Остановившееся время летаргического Ленинграда или безвременье одряхлевшей империи?

     В серии «Летний сад» светотеневая стратегия Л. Богданова становится более разнообразной и изощренной. На фоне сплошной стены мощных, почти черных деревьев — небольшой бюст на темном пьедестале. Между деревьев, как мираж, угадываются другие скульптуры. Солнце слегка высвечивает стволы с правой стороны, обозначая глубокие морщины на коре деревьев. Весь кард решен в градациях темных тонов, за исключение скульптурного портрета — он ослепительно белый (Без названия. 1975). Беллона, стоящая на пьедестале, снята против яркого света. На фоне растворившихся в ярком свете ограды и деревьев скульптура выделяется темно-серыми тонами. В некоторых работах свет выхватывает отдельные ветви деревьев, оставляя большую часть кадра в тени. На фотографии двух женских стоящих скульптур одна из них, которая ближе к зрителю, находится в полутени, тогда как другая ярко освещена. За мощными черными стволами частично видна третья скульптура.

    В целом серия «Летний сад» производит магическое впечатление. Она больше ассоциируется не с фотосъемкой, а с театральной сценой, на которой главное действующее лицо — художник-осветитель. Так виртуозно использовать естественное освещение для создания волшебного мира Летнего сада мог не столько мастер, постигший тончайшие нюансы светописи, сколько художник, озаренный внутренним светом.

     Леонид Богданов родился 17 февраля 1949 года в Ленинграде. Умер 1 января 2003 года в Санкт-Петербурге. Детство провел в огромной коммунальной квартире на ул.Дзержинского (Гороховой). В 1966 году окончил 211 школу и поступил в Ленинградский институт киноинженеров. Занимался спортом. После окончания института в 1971 году отслужил год в армии.

    Фотографией увлекся в 1960 году. Учился в фотокружке во Дворце пионеров Б. Ритова. Первый фотоаппарат — «Смена», с 1967 года — «Зенит», в 1971 году на заработанные в стройотряде деньги (400 рублей) купил «Салют». Затем были «Асахи», «Киев», «Линхоф», «Горизонт», «Мамия», «Никон».

    С 1968 года в течение 10 лет вел фотокружок в ДК пищевиков. Многие годы его фотолаборатория при ДК пищевиков на ул. Б. Московской, д. 5  была центром неофициальной фотографии. Его друзья — А. Сопроненков, Б. Смелов, Б. Кудряков, О. Корсунова, С. Фалин и другие — нередко печатали здесь свои фотографии. Помимо этого многие фотографы приходили сюда пообщаться, показать свои работы, посмотреть фото других, послушать хорошую музыку.

    Во время обучения в институте делал выставки портретов и пейзажей. В 1968 году вступил в фотоклуб Выборгского ДК. В 1971 году на отчетной выставке фотоклуба познакомился с Борисом Смеловым, с которым на протяжении всей жизни последнего поддерживал тесные дружеские и профессиональные отношения. В 1972 году Л. Богданов в клубе обратил внимание на фотографии тогда еще совсем юного Сергея Фалина, который в последствии стал его учеником.

     В 1972 — 1973 гг. работал в фотолаборатории НИИ Стальпроектконструкции, в 1973 — 1975 гг. — фотограф в Ленинградском ТЮЗе. С 1975 года сотрудничал с различными издательствами («Искусство», «Художник РСФСР», «Аврора», «Альфа-колор», «П-2», «Эго», «Абрис», «Изобразительное искусство») и журналами. «Как профессиональный фотограф участвовал в издании более 100 альбомов и каталогов по изобразительному искусству. В последнее время работал по заказам российских и зарубежных издательств и агенств как свободный художник. Основные темы — произведения искусства, архитектура, интерьер, городской пейзаж, промышленная и рекламная съемка, фотомодели. Размер слайдов до 18х24» (О. Корсунова).

     В 1978 году Л. Богданов получил мастерскую в Коломне у Аларчина моста (наб. канала Грибоедова, д. 140). Вместе с Леонидом неофициальный фотоклуб переместился в новую мастерскую. В течение двадцати пяти лет она «была местом посещения большинства известных питерских мастеров фотографии» (О. Корсунова). Леонид Богданов, с одной стороны, был фотографом широкого профиля (портрет, пейзаж, архитектура, произведения искусства, мода, реклама, театр, издательская деятельность и т. д.) и в совершенстве знал все технические и технологические стороны фотографической «кухни», с другой — это был на редкость мягкий и деликатный человек, бескорыстно откликающийся на проблемы других людей, помогавший многим не только в профессиональных вопросах, но и в житейском плане. Молодые фотографы консультировались у него по различным профессиональным вопросам, здесь же могли проявлять и печатать свои фотографии, а затем получить благожелательный разбор со стороны метра и его друзей. Многим фотографам он помогал найти работу. Б. Смелому, когда тот в 1980 году в очередной раз лишился камеры, он отдал свой гонорар на приобретение нового аппарата.

     Леонид Богданов сочетал в себе дар учителя, профессионала экстра-класса, работавшего на заказ, и творческой личности, для которой были неприемлемы каноны официальной советской фотографии. В 1970-е годы он сделал серию пейзажей, на которых Ленинград предстал метафизически тревожным и сюрреалистически парадоксальным. В его фотографиях так много черного и темного, что им не было места на официальных выставках — советская цензура расценивала это буквально — «очернение» действительности.

     К выставочной деятельности Л. Богданов относился равнодушно. Но если его приглашали участвовать в групповых выставках и тусовках — не отказывался.

     На первой выставке фотоандеграунда «Под парашютом» (квартира К. Кузьминского) экспонировалось двадцать ленинградских пейзажей Л. Богданова. В каталог (не издан) вошло 5 фотографий.

 

Групповые выставки

1974 — «Под парашютом». Квартира К. Кузьминского. Ленинград

1998 — «Фотография 1970-х — начала 1980-х годов». Первый петербургский фотомарафон. Галерея «Арт-Коллегия». Санкт-Петербург

2001 — «Ленинградский фотоандеграунд». Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Санкт-Петербург

2003 — «Традиции и современность». Центральный выставочный зал «Манеж». Санкт-Петербург

2004 — «Ленинградский фотоандеграунд». Пятый международный месяц фотографии в Москве. «Фотобиеннале 2004»

2005 — «Петербургская школа. Серебряная фотография». Галерея «Марс». Москва

2006 — «Петербургская школа. Серебряная фотография». Российский музей фотографии. Нижний Новгород

2007 — «Ленинградский фотоандеграунд». Русский музей. Санкт-Петербург

 

Персональные выставки

1976 — Фотоклуб Выборгского ДК (совместно с С. Фалиным). Ленинград

1993 — «Виды Санкт-Петербурга — Ленинграда». (Совместно с П. Васильевым). «Barbican Center». Лондон

1999 — Галерея «Дельта». Санкт-Петербург

2004 — «Коломна Леонида Богданова». Музей-квартира А. А. Блока. Санкт-Петербург

2007 — «Летаргический Ленинград Леонида Богданова». Музей нонконформизма Арт-Центр «Пушкинская 10». Санкт-Петербург

 

Назад к «Свету и тени».